Пятница, 10.05.2024, 11:12
с у м г а и т
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Категории раздела
Мои статьи [37]
Авиация [8]
Самолёты,про самолёты...про людей авиации...
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Раскрывая тайны Девичьей Башни

1news.az представляет статью в двух частях, посвященную одному из величайших памятников азербайджанской архитектуры - «Девичьей башне».

Автор статьи пытается ответить на, пожалуй, один из наиболее сложных и загадочных вопросов истории Азербайджана, а именно, определить наиболее точную гипотезу возникновения этого великого сооружения на берегах Бакинской бухты.

Девичья Башня по праву считается одним из наиболее выдающихся древних памятников общечеловеческой культуры. Уникальность данного строения заключается не только во внешнем виде, но и в том, что истинная история его возникновения на самом деле никому неизвестна.

Предположения о том, что башня была построена для зашиты южных ворот, была маяком, зороасятрийским храмом, обсерваторией или возведена в средние века человеком по имени Масуд – всего лишь версии, не имеющие убедительных доказательств. Отсюда и своеобразие нашего к ней отношения – несмотря на утерянную в веках тайну её происхождения мы, тем не менее, настолько свыклись с этой огромной каменной загадкой, что воспринимаем её как такую же естественную особенность нашего города, как и Бакинскую бухту, на берегу которой она стоит.

В настоящее время формально признанных, ясных и убедительных ответов всё ещё не существует на три главных вопроса: каково было назначение Девичьей Башни, кто её построил и сколько ей лет? При этом необходимо отметить, что только гипотеза, способная, помимо ответов на эти главные вопросы, объяснить так же и все элементы дизайна башни (а не отдельно взятую особенность) имеет право считаться официальной научной теорией о происхождении и назначении Девичьей Башни в г. Баку.

В настоящей статье вниманию читателя предлагается краткое содержание новой версии, которая на данном этапе исследования даёт наиболее полные ответы на поставленные выше вопросы. Более подробная информация будет предоставлена в готовящейся к изданию книге, посвящённой древней истории Азербайджана, в которой так же приводится подробный анализ конструкции Девичьей Башни, позволивший определить, с какой целью она была построена и как использовалась.

Прежде всего, отметим, что форма башни соответствует священному символу, хорошо известному в народе под названием «бута». Несмотря на распространённое мнение о том, что «бута» всего лишь один из элементов традиционного национального декора, несущий в основном флористический смысл, было установлено, что в далёком прошлом этот символ на самом деле имел гораздо более насыщенное, религиозное содержание и был в употреблении со времён каменного века.

Есть все основания полагать, что «бута» является древнейшим религиозным символом, обозначавшим единое божество (воплощавшим в едином образе мужское и женское начало, Небо и Землю). Только по мере вытеснения древних традиций новыми религиозными учениями, «бута» постепенно утратила своё идеологическое содержание и дошла до наших дней в виде декоративной детали, широко используемой в искусстве, ковроткачестве и ювелирном деле.

Многократно повторенное в средствах массовой информации мнение о том, что башня была построена так, чтобы в проекции напоминать цифры 9 или 6 мягко говоря неубедительно. Прежде всего, потому, что это мнение в сущности ничего не объясняет, помимо утверждения, что во многих религиях этим цифрам придаётся некий сакральный смысл (в религиозном контексте идеологическую нагрузку несут так же цифры 3, 4, 7, 8, 12 и т.д.).

Но самым существенным упущением «цифровиков» является то, что возраст этого строения, по единодушному мнению большинства исследователей Девичьей Башни, составляет более 2000 лет. Иными словами во времена, когда древние строители закладывали первый камень в основание башни арабские цифры 9 и 6 (равно как и вся арабская культура, ещё не сформировавшаяся к этому времени) вовсе не были в использовании, как в середине 20-го века, когда авторы «цифровой» идеи ходили в среднюю школу.

Строительство башни началось во времена, когда всё ещё процветало правление фараонов, а в международном пользовании могли быть, пожалуй, только римские цифры. Поэтому настаивать на том, что при возведении громадного сооружения 30 метровой высоты со сложным внешним и внутренним дизайном за основу формы более 2000 лет тому назад была взята арабская цифра, по меньшей мере, некорректно.

Однако истина заключается в том, что Девичья Башня воплощает в трёхмерном объёме священную форму «бута», которая была символом единого бога во времена, когда до Рождества Христова процветали религиозные учения эзотерического толка, основанные на институтах тайного жреческого знания. Примечательной особенностью строения является то, что помимо двуединого содержания символа «бута», сама башня так же объединяет в своём изящном, монолитном дизайне небесную и земную компоненты. Двойственный дизайн отчётливо выражен во внешнем виде башни: земная половина нижней части храма представлена обычной плоской каменной кладкой, в то время как верхняя, ребристая, во все времена бывшая наиболее примечательной и характерной особенностью Девичьей Башни, представляет собой небесную половину. Стена же, выступающая в юго-восточном направлении вовсе не была задумана создателями храма, как контрфорс, а является органической составной частью общего дизайна и священного образа «бута».

Уникальность ситуации с Девичьей Башней заключается в том, что для того, чтобы понять назначение этого неповторимого сооружения совершенно необходимо иметь представление хотя бы о самых основных положениях той религиозной традиции, в интересах которой оно было воздвигнуто более 2000 лет назад. Именно по этой причине наши исследования были направлены на восстановление (насколько это возможно в условиях крайней фрагментарности материала) базовых идей религиозных систем дохристианского и древнейшего периода истории.

Были обнаружены убедительные доказательства тому, что идея единого божества, несущего в своей всеобъемлющей космической сущности мужское и женское начало существовала, как сформировавшаяся концепция, на протяжении десятков тысяч лет начиная со времён раннего Палеолита. Пройдя почти неизменной сквозь тысячелетия, она легла в основы практически всех ныне существующих глобальных религий.

Центральным положением древней религиозной философии было то, что бог воспринимался как Бог-Богиня. В библейской информации о сотворении человека отчётливо говорится о том, что бог сотворил человека мужчиной и женщиной «по образу и подобию своему», т.е. строка недвусмысленно указывает на то, что подобие создателя подразумевает так же присутствие женской природы. Идея двуединства, например, может быть прослежена в индуизме, истоки которого лежат в древней ведической философии, уходящей корнями в доисторические времена и в котором верховный бог Шива имеет так же женскую ипостась в образе богини Кали-Деви.

Тему можно было бы продолжить, приводя всё больше примеров и разъяснений. Но поскольку речь сейчас идёт о форме Девичьей Башни, важно отметить, что существенной особенностью древних религиозных традиций, стоявших на фундаменте тайного знания о двуединой природе бога, было требование возводить храмы в соответствии с очертаниями религиозного символа, выступающего в роли общего логотипа. В результате проведённых исследований было установлено, что очертания священного символа прослеживаются в формах сохранившихся культовых сооружений неолитического периода средиземноморья, мегалитических сооружениях Европы, Азии и Америки, которые, по мнению многих учёных, так же выполняли храмовые функции.

Таким образом, вовсе не стремление создать какую-то «особую оборонительную конструкцию» и не намерение возвести «маяк необычного дизайна», но именно архитектурное воплощение символического образа двуединого божества, некогда доминировавшего в религиозном сознании древнего мира, является первопричиной столь характерного внешнего вида Девичьей Башни. Разница, пожалуй, только в том, что Девичья Башня, по-видимому, является, если не самым последним, то одним из самых последних храмов из ряда ушедших в прошлое культовых строений, служивших религиозно-идеологической системе, центральной концепцией которой был образ единого Бога-Богини.

Но как было отмечено выше, строительство подобных объектов происходило в период истории, когда религиозные традиции сохранялись и передавались из поколения в поколение в пределах замкнутых жреческих общин, причём исходная информация, лежащая в основе культа, сохранялась в тайне от остального общества. Обязательное правило жреческой организации заключалось в том, что только «посвящённый» допускался к сокровенным знаниям. Поэтому кандидаты на получении жреческого сана проходили обряды посвящения, проводившиеся как таинства, после которых новообращённый, вступая в жреческое братство, не только считался заново рождённым, но, так же, облагался строжайшими требованиями о неукоснительном соблюдении уставов и неразглашении скрытого знания. Нечто подобное наблюдается и в настоящее время, например, в замкнутых монашеских общинах Бутана, но нелишне было бы отметить, что именно из жреческих мистерий берут свои истоки так же и древние обряды посвящения «свободных каменщиков» - масонов.

Данная тема затронута потому, что один из важнейших пунктов скрытого мистического знания жрецов о таинстве смерти и воскрешения солнечного бога, имеет самое прямое отношение к истории возникновения Девичьей Башни и её назначению. Солнце, считавшееся в подавляющем большинстве древних религиозных традиций живым богом и даже прародителем царствующих особ, в период зимнего солнцестояния, по мнению мистиков далёкого прошлого, умирало и вновь возрождалось к жизни. Это божественное свойство делало его бессмертным, однако в рамках древней философии считалось, что чудо воскрешения светила происходило при самом непосредственном участии Бога-Богини, мужская и женская сущности которого обеспечивали возрождение солнца. Не удивительно, что при таком взгляде на природу вещей считалось, что солнце – сын двуединого бога.

Общеизвестно, что наивысшего расцвета религиозно-мистический культ солнца достиг в древнем Египте, однако при этом не следует забывать, что образ солнца был центральным не только в этой стране, а имел, пожалуй, планетарное распространение. Не вызывает никаких сомнений то, что солнечный бог так же стоял в центре религиозной традиции, в интересах которой был построен храм, называемый сегодня «Девичья Башня». Причём некоторые особенности конструкции позволяют утверждать, что функции храма в значительной степени были связаны именно с периодом зимнего солнцестояния.

Об этом свидетельствует уже тот факт, что все оконные проёмы башни находятся с южной и юго-восточной стороны, т.е. направлены на сектор горизонта Каспийского моря, в пределах которого наблюдается феномен солнцестояния.

Подводя читателя ещё ближе к пониманию назначения Девичьей Башни, отметим, что династические линии многих царствующих родов древнего мира считались берущими своё начало от потомков самого солнца, которое, как было отмечено выше, считалось живым существом. Именно по этой причине правители древних царств по установившейся традиции так же почитались живыми богами, в титулах которых часто присутствовало слово «солнце».

Наиболее известны в этом отношении египетские фараоны, но таковыми почитались также и многие другие правители, например, цари древней Греции, потомки солнечного бога Аполлона, цари Вавилона и Шумера, Ацтеков и Майя. Однако очевидно, что кем бы эти люди ни почитались, они были простыми смертными и вступали в этот мир точно так же, как и все прочие люди – через чрево смертной женщины.

Но религиозная традиция требовала признания в них божественных существ. Несмотря на то, что рождение наследника происходило в царствующем семействе, тем не менее, требовалась некая аттестация, призванная подтвердить, что новоявленная личность представляет собой очередного потомка солнечного бога. На решение данного вопроса и были направлены древние ритуалы посвящения или инициации, проводившиеся как священные таинства в специальных храмах. Именно одним из таких храмов, выделяющимся тщательной разработкой дизайна и великолепным строительным исполнением и является Девичья Башня…

… Прежде чем перейти к описанию функций башни, необходимо отметить некоторые оригинальные особенности её конструкции, которые, к сожалению, были радикально изменены в середине прошлого века, когда под видом реставрации Девичью Башню пытались переделать в оборонительную крепость.

Существенной особенностью её исходного дизайна было то, что в своём первоначальном виде храм имел сплошное нерасчленённое внутреннее пространство, единое для составляющих его половин, земной и небесной. В результате расчленения внутренней полости храма каменными перекрытиями возникли восемь тесных, похожих на каменные мешки, помещений, совершенно бессмысленных с точки зрения той самой идеи «оборонительной крепости», в поддержку которой и были нагромождены перекрытия.

Однако искажение оригинального дизайна заключалось не только в расчленении внутренней полости храма, но и в происшедшем одновременно с этим уничтожением водосборной функции сооружения. Дело в том, что важнейшим техническим требованием древнего таинства было накопление чистой небесной влаги, выпадающей в виде дождя и росы. Создатели храма предусмотрели в конструкции Девичьей Башни хорошо продуманную систему сбора небесной воды и её последующего дренирования во внутренний колодец посредством керамического коллектора, т.е. той самой трубы, назначение которой так долго озадачивало исследователей. На каждом из окружных выступов внутри храма по всей вероятности имелись каналы, направлявшие собираемую воду в керамическую трубу через ниши, со специально устроенными в них стоками. Строительство каменных перекрытий и крыши во время «реставрации» создало непреодолимое физическое препятствие на пути атмосферных осадков, а так же довершилось облицовкой пола на каждом этаже, что в конечном итоге полностью скрыло элементы водосборной системы башни. Не случайно, что после «реставрации» вода из колодца внутри храма постепенно исчезла.

Как было отмечено выше, в мистическом мировоззрении древних солнце считалось сыном Бога-Богини, т.е. было мужского пола. В древних сообществах, жизнь которых определялась религиозными идеологиями с образом солнечного бога в качестве центрального элемента, ребёнок мужского пола, рождённый в семье правителя (потомка солнца), автоматически считался наследником престола, т.е. продолжением своего отца.

Поэтому не случайно, что смерть и воскрешение светила, происходящее в период зимнего солнцестояния, было избрано как событие, одновременно с которым проводился обряд инициации. Посвящаемый (мальчик царского рода) во время обряда, проводившегося в храме священного таинства, символически умирал и возрождался параллельно с небесным покровителем, обретая тем самым «божественное» рождение и титул потомка солнца, дающий право на наследие престола. Излишне говорить, насколько значимым был храм, в котором происходило таинство, насколько важен был этот ритуал для далёких предков и насколько весомым было положение жреческой общины, выступавшей в роли связующего звена между богами и людьми.

Более подробная информация о материальных компонентах обряда, как например, наличие небесной воды, несущей силу неба (Бога) и скальной породы, символизирующей земную сферу (Богиню) будет представлена в книге, готовящейся к зданию в этом году. Но в данной статье отметим вкратце, что башню построили на священной скале, несомненно бывшей культовым местом задолго до строительства храма. Именно в материале этой скалы и был некогда выдолблен колодец, включённый впоследствии в конструкцию Девичьей Башни. Если водосборную функцию в далёком прошлом выполняла поверхность скалы, то со строительством храма и включением колодца в толщу стены эту роль стала исполнять гигантская чаша внутренней полости башни, которая, именно с целью сбора небесной влаги, была задумана слегка расширяющейся кверху. 

 Астрономический феномен зимнего солнцестояния наблюдается в северном полушарии в период с 21по 24 Декабря. Точки восхода солнца, по мере приближения к зиме, смещаются в южном направлении, а точки заката в северном. Солнце при этом пересекает небосвод по всё более пологой траектории. Наконец наступает момент, когда солнце, достигнув самой низкой траектории,  в течении трёх дней восходит из одной и той же точки. Именно эта остановка, наряду с самыми длинными ночами и короткими днями, рассматривалась в древней идеологии, как смерть светила. Однако утром 25-го происходит чудо – солнце вновь приходит в движение, восходя из новой точки, но уже в обратном направлении, в котором отныне будут смещаться восходы, вплоть до летнего солнцестояния с 21 на 22 июня. 

Последовательное описание работы башни при восходе светила в дни солнцестояния следует начать с того, что в оригинальной конструкции башни была ещё одна очень важная деталь – вырез на конце стены выступающей к югу прямо напротив главного окна. «Реставраторы» сочли эту особенность лишней и застроили её как продолжение угла стены. Однако эта деталь играла существенную роль, поскольку именно начиная с момента, когда солнце, восходя над горизонтом Каспия, впервые появлялось в этом вырезе, вступая в храм через главное окно, по всей вероятности и начинался отсчёт главных ритуальных дней. Спустя некоторое время после этого момента наступали непосредственно дни зимнего солнцестояния, когда три восхода наблюдаются из одной и той же точки горизонта, расположенной точно напротив главного окна. Впервые подтверждение данного феномена состоялось в декабре 2004 года,  когда Аббас Исламов сфотографировал восход солнца из главного окна Девичьей Башни.

Четыре узких оконных проёма, находящихся на небесной половине храма, расположены по плавной дуге, берущей начало от главного окна. Линия этой группы окон повторяет траекторию восхода солнца в дни зимнего солнцестояния. Исключительно точный инженерный расчёт и конструкция оконных проёмов позволяют солнечному свету непрерывно находиться внутри храма, начиная с момента, когда светило появляется над чертой горизонта и вступает в Девичью Башню через главное окно. Солнце, двигаясь по восходящей кривой, поочерёдно переходит от одного окна к другому, при этом солнечный свет, ещё не покинув проём предыдущего окна, уже проникает в храм через следующее. Таким образом достигается эффект постоянного присутствия солнца внутри башни, причём в пределах определённого участка на противоположной стене. Этот участок в наших исследованиях условно назван «солнечным альковом».

Необходимо отметить, что солнце по представлениям древних людей подходило к точке восхода, проходя сквозь тело Богини Земли, иными словами восходило к линии горизонта из её чрева, содержащего так же и небесную воду, дарующую жизнь. Именно этой воображаемой схеме соответствовал и обряд инициации, проводившийся в храме в дни солнцестояния. Разумеется, сегодня практически невозможно воспроизвести ритуал во всех его подробностях, начиная с подготовки и до завершения. Как было отмечено выше, это знание древнего обряда было тайным и с исчезновением замкнутых жреческих институтов, вытесненных религиями относительно нового времени, оно практически было утрачено. Однако основные базовые положения мистических ритуалов, во многом общие для различных религиозных традиций древности, позволяют с большой долей уверенности восстановить основные моменты уникальной церемонии.

  «Потомок солнца», инфант царского рода, проходящий ритуал посвящения должен был символически пройти весь путь «смерти и воскрешения» вместе со своим небесным покровителем, воплощением которого на земле ему предстояло стать. Очевидно, что продолжительность его присутствия в храме определялась продолжительностью природного феномена солнцестояния, т.е. на протяжении по меньшей мере 4-х дней, начиная с раннего утра (до восхода солнца) и до времени заката. Вполне возможно, что три дня условного прохождения через царство смерти посвящаемый проводил внутри храма, не покидая его. На протяжении этих дней  инфант, подобно солнцу, проходил омовение (или окунание) в священной небесной воде, взятой из чрева священной скалы под башней и проходил сквозь каменное тело Богини (нижняя половина храма, заканчивающаяся как раз на уровне верхнего устья колодца). При этом он поднимался параллельно восходящему светилу по шахте колодца, в которой, как было установлено, когда-то имелись лестничные перекладины. Выходя из чрева Богини, он появлялся одновременно с восходящим солнцем на условной линии горизонта храма, т.е. в проёме главного окна, находящегося на стыке небесной и земной половин Девичьей Башни. Можно предположить, что за три дня контакта с субстанцией бога, каковой считалась небесная вода, несущая энергию жизни, побеждалась смерть и утром четвёртого дня, 25 декабря, солнце рождалось заново, вновь приходя в движение и восходя из новой точки в направлении востока. Именно в этот день проходящий инициацию мальчик покидал башню, поскольку вместе с воскресшим светилом он считался обретшим божественное рождение, титул потомка солнца и достойного наследника трона. Не исключено, что в этот день он покидал башню через главное окно, спускаясь по платформе, начинавшейся от основания окна и идущей вдоль стены в направлении моря.

Подводя итог сказанному, повторим, что это древнее сооружение представляет собой храм древнего таинства, воплощающий в своих формах концептуальный образ Бога-Богини и в этой связи повторяющий формы священного символа «бута». Это был храм, воздвигнутый в соответствии с духовными канонами древней идеологии дохристианского периода, в основе которой лежала мистическая концепция двуединого божества и возрождения солнца. Храм совершенно очевидно служил интересам религиозной традиции, важнейшим компонентом которой было «таинство посвящения» (инициации), традиционно проводившееся в период зимнего солнцестояния и идеологически ассоциировавшегося с возрождением бога-солнца и реинкарнацией его земных воплощений, живущих среди людей и принадлежавших к царствующим семействам.

 Завершить статью хотелось бы ответом на оставшиеся два их трёх основных вопросов, упомянутых вначале обсуждения.  Итак, кто построил Девичью Башню?    

Это возможно самый трудный из вопросов, поскольку читатель ожидает услышать ответ с простым и однозначным содержанием: башня была построена во времена правителя «такого-то», в «таком-то» году. К сожалению, следует признать, что в настоящее время такой однозначный и исчерпывающий ответ пока невозможен. Мы призываем читателей, встречающих в литературе информацию, претендующую на указание точных дат и имён в отношении строительства башни, не принимать подобные сведения на веру, потому что они бездоказательны.

Однако учитывая, что весь дизайн и функционирование башни столь органично связаны с природным феноменом «возрождения солнца» и таинством инициации, широко практиковавшемся в прошлом, можно предположить, что авторы этого необычного строительного проекта были представителями социальной формации, исповедовавшей религиозную идеологию, центральные элементы которой были представлены: а) Солнечным божеством, б) Священным храмом таинства, вовлечённым в процесс «воскрешения солнца» и наконец в) обрядом инициации, проводившимся параллельно с природным феноменом зимнего солнцестояния для инфантов, считавшихся потомками солнечного бога.

На сегодняшний день на роль социальной формации, религиозная идеология которой включала бы всю совокупность перечисленных выше элементов, отводила особое место региону Кавказа в своей мифологии и в то же время была бы достаточно могущественна для осуществления подобного строительного проекта, претендует древнеегипетская империя. При этом было бы нелишне напомнить, что могущество Египта сохранялось почти до начала новой эры.

 Сколько лет Девичьей Башне? Основываясь на информации относительно периода процветания древней религии, основу которой составляло мистическое учение о «двойственном» божестве и принимая к сведению список социальных формаций, следовавших данной идеологической школе, можно выдвинуть вполне реалистичное предположение о том, что башня могла быть построена в промежутке времени от 1000 до 500 лет до Рождества Христова, т.е. возраст Девичьей Башни составляет 2500-3000 лет.

Учитывая так же, что формирование города Баку исторически происходило вокруг древнего храмового комплекса, можно смело предположить, что эта цифра в равной мере применима и к возрасту нашей столицы, т.е. возраст Баку так же составляет около 3000 лет.

 Аббас Исламов


Категория: Мои статьи | Добавил: alizadesamir (10.10.2010)
Просмотров: 1289 | Теги: Баку, девичья башня, Бакинской бухты, на берегу, происхождения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz