Главная » 2008»Декабрь»20 » Сергей Маркедонов: «Нельзя сказать, что отношения Москвы и Баку ухудшились радикально...»
06:41
Сергей Маркедонов: «Нельзя сказать, что отношения Москвы и Баку ухудшились радикально...»
Интервью с известным российским политологом, заведующим отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергеем Маркедоновым.
- Как бы Вы охарактеризовали взаимоотношения Азербайджана и России в уходящем 2008 году? Каковы плюсы и минусы?
- Характеризуя российско-азербайджанские взаимоотношения, нельзя обойти события пятидневной войны, которая, конечно же, существенно подняла значение южно-кавказского региона. Если раньше регион рассматривался как каспийско-черноморский бассейн, то теперь регион вырос до глобального уровня. Произошло изменение тех границ, которые сложились в советский период. Все эти факторы влияют как на российско-азербайджанские, так и на российско-армянские взаимоотношения.
Вместе с тем, нельзя сказать, что отношения Москвы и Баку ухудшились радикально. Ухудшение российско-грузинских отношений не вызвало какого-то обвала в российско-азербайджанских взаимоотношениях. Напротив, я бы отметил присутствовавшую позитивную динамику развития отношений, как до пятидневной войны, так и после. До августовских событий состоялся визит президента России Дмитрия Медведева в Баку в рамках транскаспийского турне. В ходе визита были подписаны важные соглашения. Российский президент заявил о стратегическом партнерстве России и Азербайджана. Следующим важным моментом стал визит Ильхама Алиева в Москву после пятидневной войны.
Далее состоялось подписание Московской декларации. Не стоит переоценивать это событие и считать его абсолютным прорывом в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. И, тем не менее, его можно считать важным событием. Два президента впервые поставили подписи под этот документ. И это произошло при поддержке Москвы.
Да какой-то неприятный осадок остался у Баку после признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, хотя Россия заявляет, что претендент признания не распространяется на Нагорный Карабах. Москва занимает более осторожную позицию по нагорно-карабахскому вопросу.
- Как Вы думаете, обсуждение и решение каких вопросов будут поставлены во главу угла межгосударственного диалога двух стран в 2009 году? Какому вектору внешнеполитических контактов будет уделено наибольшее внимание?
- Безусловно, нагорно-карабахское урегулирование будет во главе внешнеполитических контактов России и Азербайджана. Чрезвычайно важными станут также вопросы энергетического сотрудничества. Эти две темы и будут важными для двух государств.
- Насколько выгодна для Баку сложившаяся сегодня ситуация по изоляции Армении после августовских событий в Грузии?
- Я бы не стал говорить о полной изоляции Армении. У Еревана нормальные контакты с Тбилиси, о чем засвидетельствовал визит Сержа Саргсяна в Грузию. У Запада с Арменией тоже хорошие отношения. Иранское направление армянской внешней политики также работает.
Я бы не стал драматизировать ситуацию. Открылась возможность вести переговоры с Турцией, что, кстати, также можно считать одним из достижений уходящего года.
- Как Вы думаете, на чьей сейчас стороне предпочтения России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта - Азербайджана или Армении? Как вы относитесь к утверждениям международных специалистов о том, что именно в 2009 году в рамках переговорного процесса вокруг урегулирования конфликта можно будет достичь успеха. Каким будет акцент в посреднических усилиях России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта если принять во внимание то, что Москва не захочет терять стратегического союзника - Армению?
- Если принимать во внимание указанные факты, я думаю, что какого-то футбольного матча не будет, и не придется делать ставки на Азербайджан и Армению. Попытка поисков компромиссного урегулирования нагорно-карабахского конфликта продолжится. Поиски компромисса – рутинная работа.
Честно говоря, я не большой оптимист в этом плане и не считаю, что в 2009 году будет какой-то прорыв в нагорно-карабахском вопросе. Возможно, появится какой-то документ в развитие московской декларации, который не будет иметь юридически обязывающую силу.
- На неформальном саммите СНГ в Казахстане, который начал свою работу состав участников оказался неполным. Почему-то не были приглашены или сами отказались от приглашения Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, то есть весь состав ГУАМ. С чем это может быть связано?
- Грузия, совершенно понятно, почему не участвовала на саммите. Она отказалась дальше присутствовать в этой организации. Что касается Азербайджана и Молдовы, то совершенно не понятно по каким причинам эти страны не принимали участие на саммите. Не думаю, что в данном случае присутствует солидарность стран-участниц ГУАМ.
- Известно, что перед президентскими выборами в России рассматривался вопрос переизбрания одного и того же лица на третий срок президентства. Однако эта инициатива принята не была. Между тем в эти дни парламент Азербайджана принимает решение направить в Конституционный суд Азербайджана решение о проведении референдума по внесению изменения в Конституцию страны о снятии ограничений на избрание президентом одного и того же лица более двух раз? Как Вы думаете, пройдет ли эта инициатива в нашей стране? Каковы могут быть плюсы и минусы переизбрания одного и того же лица на пост президента бесчисленное количество раз?
- Да, парламент Азербайджана принял решение направить в Конституционный суд решение провести референдум на предмет снятия ограничения на избрание президентом одного и того же лица более двух раз. Правящая партия имеет большинство в парламенте, и документ успешно прошел в Милли меджлисе. Определенные плюсы во внесениях изменений в основной документ есть, учитывая тот горький опыт, что был у Азербайджана в начале 90-х годов, когда к власти пришли люди с улиц. Эти люди взяли на вооружение национализм и популизм. Все это плачевно сказалась на самом Азербайджане.
Но есть и минусы. Азербайджан исламское государство. Оппозиции у вас нет, но есть недовольство, и оно может направиться в сторону исламского радикализма. Чем больше власть сосредотачивается у одного человека, тем больше формируется комплекс властителя. Это препятствует более оперативному реагированию на политические, экономические и социальные вызовы в стране. Мы только недавно пережили советское время.
- Как Вы думаете, как отреагируют на внесение изменений в Конституцию Азербайджана Москва и Запад?
- Однозначно Москва поддержит инициативу азербайджанских властей изменить Конституцию. В целом и Запад пророчит поддержку властям. Ну, немножко поругаются, а затем успокоятся.
Азербайджанская нефть вызывает большой интерес у британцев и американцев. Нефтяной интерес Запада переселит какие-либо соображение по поводу демократии в Азербайджане.
Кстати, в проекте «восточное партнерство» говорилось о демократизации Беларуси, как об одном из важных условий. Но при этом о демократизации Азербайджана не говорилось ни слова.
К сожалению, нефть для Азербайджана играет не только позитивную, но и негативную роль, в том смысле, что она забивает вопросы, связанные с демократизацией. Ведь необходимо же чем-то «отапливать» демократию в США и Великобритании. Определенные силы в Азербайджане связывают большие надежды с реакцией Запада на намерение властей. И если Запад поддержит власти, то эти силы разочаруется в нем. А это в свою очередь усилит поддержку народом исламского радикализма.