Главная » 2009»Январь»18 » Владимир Сокор: «Россия будет максимально препятствовать разрешению конфликта, чтобы сохранить рычаги воздействия как на Армению, так и на
03:03
Владимир Сокор: «Россия будет максимально препятствовать разрешению конфликта, чтобы сохранить рычаги воздействия как на Армению, так и на
Интервью Day.Az с американским политологом, старшим научным сотрудником Фонда Джеймстауна (США) Владимиром Сокором.
- Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выражают оптимизм относительно перспектив урегулирования карабахского конфликта в 2009 году. Каких подвижек Вы ожидаете в данном вопросе? И не кажется ли Вам, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии делает решение этих конфликтов более сложным по сравнению с карабахской проблемой?
- Переговорный процесс во всех конфликтах развивается по своему пути, они не связаны друг с другом. Нет никакого повода ожидать, что какой-то прецедент создаст основу для разрешения другого конфликта. Никакие конфликты никогда не разрешаются на основе прецедентов. Этого никогда не бывает. Это была только российская пропаганда. Москва использовала эту пропаганду в связи с конфликтом в Косово. Тогда она говорила, что все конфликты должны решаться по одному и тому же образцу. Но Россия никогда не разъясняла, какой принцип она поддерживает: принцип территориальной целостности, или принцип наций на самоопределение. Она только говорила, что может быть только один образец, но какой – не ясно. Цель России была в том, чтобы максимально осложнить, воспрепятствовать разрешению конфликтов, чтобы получить рычаги воздействия на конфликтующие стороны.
Поэтому, мне кажется, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии никак не отразится на позиции Москвы по армяно-азербайджанскому конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Россия будет максимально препятствовать разрешению этого конфликта, чтобы сохранить рычаги воздействия как на Армению, так и на Азербайджан.
- США и Грузия подписали Хартию стратегического партнерства. Облегчит ли этот шаг путь Грузии в НАТО?
- Этот шаг важен, потому что создает основу для двусторонних отношений между США и Грузией в области обороны и безопасности. Это прямо не сказывается на процессе интеграции Грузии в НАТО. Этот шаг может косвенно повлиять на этот процесс. В определенной мере двусторонние отношения Грузии с США являются компенсацией тому, что западноевропейские страны не допустили Грузию к Плану по подготовке к членству в НАТО.
На своем съезде в ноябре НАТО решила создать новую структуру – комиссию НАТО-Грузия, которая будет курировать так называемые годовые планы действий. Эти планы действий не имеют отношения к подготовке к членству. Пока совсем не ясно, каким будет содержание этих планов каждый год. Возможно, это прояснится до саммита НАТО в апреле.
Существует возможность, что противоречия между странами НАТО, которые возникли по поводу интеграции Грузии в альянс, будут возникать также и в рамках комиссии, и даже в процессе подготовки этих годовых планов. Это совсем не исключено. Я не предполагаю, что так и будет, но это не исключено. Поэтому возникает еще одна возможность: если некоторые страны во главе с Германией продолжат препятствовать перспективам интеграции Грузии в НАТО, тогда не исключено, что некоторые страны (США, страны Центральной и Восточной Европы, и возможно Великобритания) создадут так называемую коалицию добровольных государств, которые не совсем через НАТО, но через эту группировку стран будут оказывать военную помощь Грузии, чтобы помочь ей выполнить требования для членства в НАТО.
И это будет означать еще раз раскол между странами НАТО.
- А в целом, может ли эта Хартия принести мир в регион Южного Кавказа?
- Такие документы не преследуют цель принести мир. Здесь цель совершенно ясная – дать Грузии безопасность. Эта Хартия – рамочный документ для безопасности Грузии – это его прямое предназначение. Конечно, косвенно он внесет вклад в региональную безопасность. Я с удовольствием могу сказать, что эта Хартия принесет только пользу Азербайджану. Судьбы Грузии и Азербайджана непосредственно связаны друг с другом. Национальный проект создания успешного государства в Азербайджане зависит от его допуска на Запад через Грузию. Совершенно ясно, что если Грузия не стабильная, не безопасная, то это значит блокирование доступа Азербайджана на Запад. Это значит, что Азербайджан будет экспортировать свои энергоресурсы на Запад через Россию. Это безальтернативно. Поэтому безопасность и стабильность Грузии – это жизненная необходимость для Азербайджана.
Азербайджан оказывается в совершенно солидной ситуации. Грузия получает военную помощь из США, и возможно, из некоторых других стран НАТО. Азербайджан такую помощь не получает. Это значит, что Россия не рассердится на Азербайджан. То есть в конечном итоге выиграет безопасность самого Азербайджана без конфликта с Россией. Без дипломатических конфликтов.
- Год начался с газового кризиса в Европе вследствие конфликта между Россией и Украиной. Может ли этот газовый спор усилить позиции Азербайджана в качестве альтернативного источника газа?
- Да, может. Этот конфликт был спровоцирован Россией, это абсолютно ясно. Имидж России как поставщика энергоресурсов на Запад очень пострадал. Доверие к России как к поставщику упало в Западной Европе, не говоря еще о США.
Это значит, что Западной Европой, в том числе Евросоюзом и крупными корпорациями будут предприниматься еще большие усилия по открытию прямого доступа к каспийским месторождениям нефти и газа посредством трубопроводов. В этой ситуации Азербайджан окажется в большом выигрыше, играя две роли: страны-производителя и страны-транзитера энергоресурсов. Азербайджан станет ключевой страной не только для обеспечения таких проектов как Nabucco, или газопровода Турция-Греция-Италия, или Баку-Тбилиси-Эрзурум, но также как страна-транзитер туркменской и казахстанской нефти и газа. Это значительно усиливает позиции Азербайджана, в том числе на переговорах, и усиливает политическую и дипломатическую позицию Азербайджана в отношениях с Западом.
Это очень выгодная ситуация для Азербайджана. Я уверен, что руководство Азербайджана и SOCAR будут использовать эту ситуацию эффективно, и совсем не так, как делает Турция. Турция в силу своего географического положения, как страна-транзитер, просто шантажирует Евросоюз, шантажирует даже Азербайджан в переговорах, касающихся газа.
Но руководство Азербайджана, я уверен, являются грамотными и компетентными людьми, которые примут верное решение, в результате чего выиграет и Азербайджан, и Европа.