Главный оппозиционный лидер Ирана Мир Хосейн Мусави подтвердил, что оппозиция планирует создать широкий политический фронт, сообщает BBC News. На своем сайте Мусави пишет, что у фронта будет устав, дающий деятельности организации правовую основу. Он недвусмысленно заявил, что создание фронта, который уже называют "Зеленое движение", не заменит массовые акции протеста. Некоторые аналитики отмечают, что фронт получит поддержку не только реформаторов, но также, возможно, недовольных центристов и консерваторов. Мусави подчеркнул необходимость оставаться в правовом поле, что, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что, оспаривая легитимность президентских выборов, прошедших в июне, он не ставит под сомнение легитимность всей системы.
Итак, налицо не только политический, но и системный кризис в Иране. Иран сегодня фактически разделился на два лагеря, каждый из которых утверждает, что представляет волю народа. Как отмечают эксперты, в принципе, стоило ожидать, что интенсивность массовых волнений, которые начались после выборов, пойдет на убыль. И в этом случае верховный аятолла Али Хаменеи и президент Махмуд Ахмадинежад смогли бы перевести дух и заняться проблемами страны. Но не тут-то было. Как выяснилось, неприятное для них лишь начинается.
Стало ясно, что проигравший кандидат Мир Хосейн Мусави и поддерживающие его лагерь вовсе не собираются сдаваться. И, как показывают последние события, не собирается сдаваться главный представитель этого лагеря - председатель Совета экспертов и Совета целесообразности Али Акбар Хашеми Рафсанджани, который на президентских выборах 2005 года с небольшим перевесом проиграл Ахмадинежаду. А последних выступлений Рафсанджани и другого представителя оппозиционного лагеря - бывшего президента Ирана Мухаммеда Хатами - было достаточно для того, чтобы к оппозиции вернулся оптимизм и демонстрации возобновились. Стало ясно, что ситуация, сложившаяся после выборов, будет затяжной и стабильно тяжелой. Стоит выступить одному из экс-президентов - и спокойствия как не бывало. Как теперь отмечают эксперты, даже если Ахмадинежад "будет президентом отведенные ему 4 года, это будут такие 4 года, каких он не пожелал бы и врагу.
|