Эксклюзивное интервью с экспертом по автомобильному рынку, заместителем главного редактора журнала «Автограф» Зека Алибековым
- Рыночные исследования демонстрируют продолжение спада автомобильного рынка Азербайджана. Какова ситуация на данный момент?
- Отечественный автомобильный рынок после долгой «зимней спячки» в некоторой степени «пробудился». Повышение активности на автомобильном рынке, в первую очередь, связано с увеличением мировых цен на нефть Ценовой подъем «черного золота» в свою очередь активизировал деловую жизнь страны. В коммерческих банках появились финансовые ресурсы, тем самым взял «новый оборот» процесс кредитования автомобильного рынка. Исходя из этого, частные лица и ведущие автодилеры страны, пользуясь случаем, приступили к активной деятельности. Говоря простым языком, по сравнению с началом года на сегодняшний день ситуация улучшилась, но не настолько, чтобы в полной степени назвать ее удовлетворительной.
- Ваш прогноз на ближайшее будущее.
- Считаю, что дальнейший расклад на рынке зависит в целом от ситуации во всем мире. Если мировая экономика пойдет в развитие со знаком «плюс», то естественно и автомобильный рынок как часть глобальной экономической системы тоже пойдет на подъем. По сути дела, будущее отечественного автомобильного рынка зависит от более глобальных экономических событий.
- А какой ценовой диапазон наиболее популярен среди автолюбителей?
- Лидирующие позиции в реализации принадлежат автомобилям, относящимся к так называемой «доступной категории». Именно таковыми бывают предпочтения основной части потенциальных покупателей, независимо от экономической ситуации. Ценовой диапазон «доступных» автомобилей на азербайджанском рынке лавирует в пределах 12-25 тыс. манатов. Это наиболее востребованный ценовой коридор.
Несколько иная ситуация обстоит с автомобилями российского производства. В частности, стоимость автомобилей производства «северного соседа» колеблется в районе 8-10 тыс. манатов.
Среди европейских автомобилей в наибольшей степени продаются автомобили категории «Б». В эту категорию входят российские автомобили, в частности «ВАЗ», а также «Hyundai Accent», «Kia Rio» и «Chevrolet Aveo». Автомобили этой категории пользуются наибольшей популярностью на данном сегменте рынка. При этом если не принимать во внимание российские автомобили, то цена автомобилей категории «Б» лавирует в районе 10-16 тыс. манатов. В то время как с учетом российских автомобилей ценовой диапазон лавирует в районе 7-16 тыс. манатов.
- В начале года мы могли наблюдать значительные скидки на приобретение автомобилей…
- Необходимо принимать во внимание, что отечественные автомобильные дилеры практически продали все свои «прошлогодние» автомобили. Исходя из этого, не столь оправданно ожидать тех или иных скидок, хотя в начале года у потенциального покупателя была возможность требовать скидки, и зачастую автомобильные дилеры шли на уступки. На сегодняшний день скидки если и встречаются, то уже носят чисто символический и эпизодический характер. Этот фактор еще раз говорит о том, что ситуация в этом направлении для автомобильных дилеров улучшилась, и вряд ли стоит надеяться на определенные ценовые уступки.
- Насколько велик отрыв в продажах между «первичным» и «вторичным» рынками автомобилей?
- Как показывают рыночные исследований структуры автомобильного рынка в Азербайджане, в наибольшей степени от экономического кризиса пострадал именно «вторичный» рынок. Ситуация на этом сегменте даже для оптимистов не столь радужна. Реализовать автомобиль на «вторичном» рынке на данный момент в достаточной степени сложно. При этом ценовой спад в этом сегменте составляет примерно 10-15%. Образно говоря, если в прошлом году автомобиль можно было продать за 10 тыс. манатов, то на данный момент лишь за 8,5-9 тыс. манатов. Пассивность объясняется отсутствием кредитования в этом сегменте авторынка, что намного ослабляет спрос потенциального покупателя к уже бывшему в пользовании авто.
- Ни для кого не секрет, что лидирующие позиции на отечественном автомобильном рынке прочно заняли азиатские производители. Произошли ли какие-либо значительные структурные изменения в этом сегменте рынка?
- Согласно исследованиям, а прошлый год лидирующие позиции в первичном рынке уже традиционно принадлежали автомобилям «Hyundai»,реализация которых по сравнению с позапрошлым годом увеличилась почти в 2 раза и составила в 2008 году 6 тыс. штук. Последующие места соответственно занимают Kia, Nissan и Toyota. И только на 5-м месте разместился европейский бренд Volkswagen. Исходя из этих оценок, можно с полной долей уверенности сказать, что азиатские автомобили прочно «осели» на отечественном рынке. Европейские автомобильные производители уступают своим азиатским «коллегам», в первую очередь, своей дороговизной. Говоря простым языком, азербайджанский покупатель думает, что вместо «европейца» он за ту же самую цену может приобрести классом выше и гораздо лучше оснащенного «корейца» или же «японца».
Азиз Халилов