Урегулированию
карабахского конфликта препятствует неясный подход многих, в том числе и
европейских структур. Об этом в Фонде Конрада Аденауэра в Германии
заявил президент Армении Серж Саркисян, сообщает Panarmenian.net.
По
его словам, опасение структур, в том числе и европейских, в том, что
они помешают урегулированию конфликта, если попытаются указать
конкретных виновников конкретных происшествий.
Касаясь последнего
инцидента в районе Чайлы, Серж Саркисян сказал: "Всему миру известно,
что именно азербайджанцы атаковали, а сопредседатели Минской группы
ОБСЕ, спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе дают общую оценку инциденту и
призывают стороны не идти на провокации. О каких сторонах идет речь?
Кто конкретно был виновником конкретного инцидента?
Мы (Армения,
Нагорный Карабах, Азербайджан) в 1994 году подписали трехстороннее
соглашение о прекращении огня и сделали это по предложению Баку при
посредничестве России. То есть мы имеем правовое обязательство сохранять
режим неприменения огня. Этот инцидент, который произошел через
несколько часов после моей встречи с президентом Азербайджана Ильхамом
Алиевым, просто неприемлем и является вызовом, направленным Минской
группе, России и, конечно же, Армении".
А тем временем
официальный Баку пытается на деле продемонстрировать готовность
вооруженных сил к силовому варианту освобождения оккупированных
территорий. В совместных оперативно-тактических учениях частей и
соединений Министерства обороны, Пограничных и Внутренних вооруженных
сил Азербайджана 21-24 июня приняли участие свыше 4 тыс. личного
состава.
Как говорится в сообщении пресс-службы Минобороны, на
учениях отрабатывались координация и взаимодействие различных силовых
структур в подавлении военной агрессии против Азербайджана, нанесение
ущерба противнику современными системами вооружений и авиации,
крупномасштабные наступательные операции по разгрому вторгнувшихся
вражеских группировок, введение в бой оперативных ресурсов и развитие
атаки в глубь вражеских позиций. Об этом сообщает "Туран".
На
учениях были задействованы 100 танков, 77 бронемашин, 125 артиллерийских
систем, 17 военных самолетов, 12 боевых вертолетов и 4
транспортно-боевых вертолета.
"Привлеченные на учения все
соединения и части выполнили все поставленные перед ними задачи", -
говорится в сообщении пресс-службы Минобороны Азербайджана.
Кстати,
президент Азербайджана, Верховный главнокомандующий Ильхам Алиев вчера
наблюдал за крупномасштабными оперативно-тактическими учениями
соединений и частей Вооруженных сил страны, сообщает пресс-служба главы
государства.
Совместные учения, в которых участвовали соединения
Национальной армии, Внутренних и Пограничных войск, приурочены к Дню
Вооруженных сил страны, ежегодно отмечаемому 26 июня.
О месте
проведения учений не сообщается.
Создается впечатление, что или
ситуация на линии соприкосновения войск на самом деле на грани "взрыва",
или же стороны пытаются создать такую видимость.
Вчера президент
и министр обороны Армении находились в Нагорном Карабахе. 24 июня
"президент" так называемой "НКР" Бако Саакян принял министра обороны
Республики Армения Сейрана Оганяна. В ходе встречи, в которой принял
участие "министр обороны Республики Арцах" Мовсес Акопян, были обсуждены
вопросы военного строительства и региональные процессы, передает ИА
"Регнум" со ссылкой на главное информационное управление "аппарата
президента НКР".
Как сообщили "Регнум" в пресс-службе президента
Армении, Серж Саркисян посетил военный госпиталь, в котором проходят
лечение солдаты, получившие ранения во время вооруженного инцидента на
линии соприкосновения войск 18 июня.
Кроме того, Армения пытается
вовлечь ОДКБ в обсуждение конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Вчера в
секретариате ОДКБ состоялось заседание постоянного совета при
Организации Договора о коллективной безопасности. Как сообщается на
официальном сайте ОДКБ, среди прочих вопросов было заслушано также
заявление полномочного представителя Республики Армения при ОДКБ Р.К.
Ананяна "О диверсионной атаке Азербайджана в ночь с 18 на 19 июня 2010
г. в Мардакертском районе Нагорно-Карабахской Республики". В заседании
постоянного совета приняли участие генеральный секретарь ОДКБ Николай
Бордюжа, его заместители, постоянные представители государств-членов
ОДКБ.
Кроме того, в вышеизложенном заявлении С.Саркисян особый
упор делает на то, что действия Азербайджана являются вызовом в
отношении России.
При этом некоторые в Армении не исключают
военного решения вопроса. "В последнее время режим прекращения огня на
линии соприкосновения ВС "НКР" и Азербайджана нарушался многократно, и
причиной является отсутствие договора о перемирии",- на
пресс-конференции в Ереване заявил бывший министр ИД РА, член Армянского
национального конгресса (АНК) Александр Арзуманян. По его словам,
последние 16 лет Армения, Карабах и Азербайджан живут в ситуации "ни
войны, ни мира".
Арзуманян заметил, что многие считают, что
подобные конфликты не могут иметь военного решения. "Есть много
примеров, когда применение силы или угроза таковой приводили к миру.
Возможно, что по этой логике действует президент Азербайджана, которого
молча поддерживают международные центры", - отметил экс-глава МИД
Армении. При этом он исключил возможность того, что президент И.Алиев не
был в курсе инцидента, и что он был инициирован военными. "В такой
стране, как Азербайджан, невозможно инициировать действия подобного рода
без ведома президента", - подчеркнул Арзуманян.
Касаясь действий
армянской стороны после инцидента, Арзуманян сказал, что власти должны
были использовать все свои возможности, чтобы у международного
сообщества не было и капли сомнения, что именно Азербайджан атаковал
"НКР".
Во-первых, начну с того, что Азербайджан в любой момент
может выйти из режима прекращения огня, так как все остальные пункты
известных резолюций Совбеза, в том числе о немедленном освобождении всех
оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий, до сих пор не
выполнены. И это несмотря на то, что последняя резолюция была принята аж
16 лет назад.
Во-вторых, на самом деле, в истории много
примеров, когда применение силы или же угроза таковой приводили к миру.
Но тут вариантов не так уж много. Первый: стороны сами оценивают все
плюсы и минусы применения силы и приходят к выводу о том, что "худой мир
лучше хорошей войны", то есть находят взаимоприемлемый вариант
урегулирования конфликта. В данном случае в качестве аргумента
используется только угроза применения силы.
Второй: в результате
применения силы кардинально меняется военно-политический баланс сил в
регионе конфликта. И как следствие, одной из сторон конфликта приходится
занять более "конструктивную" позицию на мирных переговорах. Подобный
сценарий актуален для Азербайджана, так как Армения в ходе предыдущего
этапа боевых действий добилась почти максимума. Вопрос только в другом:
насколько реален подобный вариант развития событий.
И, наконец,
третий: применение силы приводит к непосредственному вовлечению в
конфликт внешних сил. В этом случае сторонам конфликта вариант
урегулирования навязывается извне, притом, как правило, без всякого
учета международно-правовых норм. На первый взгляд, внешние силы или же
сила "наказывают" одну из сторон конфликта. Но в конечном счете в
проигрыше окажется как Армения, так и Азербайджан.