- Наличие мощной национальной авиакомпании, обладающей большим
парком воздушных судов, осуществляющих перевозку пассажиров в различные
точки мира, сегодня является не просто престижем страны. Это, в первую
очередь, оказывает положительное влияние на укрепление экономической,
культурной, гуманитарной политики государства. Наличие разветвленных
маршрутов позволяет значительно повысить экономический потенциал и
туристическую привлекательность Азербайджана. Как сказал
в ходе открытия аэропорта в Лянкяране президент Азербайджана Ильхам
Алиев: "Наличие аэропортов, приобретение новых самолетов и высокий
уровень сервиса поднимут акционерное общество "Азербайджан Хава Йоллары"
до международного уровня". Сегодня AZAL - авиакомпания,
занимающая лидирующие позиции в регионе в различных направлениях
деятельности. Одним из фактов, подтверждающих это, является то, что
Азербайджан первым среди всех стран СНГ получит новейшие самолеты
Boeing-787 Dreamliner. В августе прошлого года между AZAL и Boeing было
достигнуто, а в мае 2010 года официально подписано соглашение о
приобретении двух самолетов Boeing-767-300 ER, один из которых AZAL
получит в 2011-м, а второй - в 2012 году. С 2014 года
национальная авиакомпания начнет получать самолеты Boeing-787 Dreamliner
(два воздушных судна). Dreamliner будет более экономичным, чем
предыдущие разработки, а также станет первым пассажирским самолетом,
широко использующим композиционные материалы. Приобретение
этих воздушных судов позволит AZAL открыть новые маршруты в Европу,
Юго-Восточную Азию и Америку. Важнейшим событием можно
назвать приобретение двух самолетов Boeing-747 грузовой авиакомпанией
Silk Way Airlines. Авиакомпания также приобрела два самолета Boeing-767.
Пилоты-кандидаты для полетов на этих самолетах уже отобраны. В
ближайшее время начнется их подготовка. Сегодня
Бакинский международный аэропорт "Гейдар Алиев" является наиболее
привлекательным для осуществления транзитных полетов международных
грузо-и пассажироперевозчиков. После приобретения авиакомпанией Silk Way
Airlines новых самолетов в Бакинском аэропорту будет базироваться один
из крупнейших грузовых авиаперевозчиков крайне привлекательного
экономически региона. Компания сможет составить конкуренцию известнейшим
мировым авиаперевозчикам. Наряду с приобретением
самолетов, в Азербайджане идет процесс развития малой авиации и, в
частности, расширения вертолетного парка, который занимает значительное
место в поддержке нефтегазовой промышленности, являющейся краеугольным
камнем азербайджанской экономики. С использованием этих вертолетов
осуществляется поддержка морских нефтегазовых операций на
азербайджанском шельфе Каспия.
ООО SW Helicopter Services,
использующее европейские вертолеты Super Puma, Dauphin, Eurocopter и
российские Mи-8 МТВ-1 и Ми-171 (полученные в феврале), заключило
контракт с американской авиакорпорацией Sikorsky на приобретение двух
вертолетов S-92. Эти воздушные суда прибудут в Азербайджан до конца 2010
года. В Азербайджане действует также компания SW
Business Aviation - одна из первых на всем постсоветском пространстве,
начавшая предоставление корпоративных и индивидуальных услуг для личных и
деловых полетов по всему миру. Эта компания оперирует такими воздушными
судами, как Gulfstream G550, Gulfstream G450, Gulfstream G200, Boeing
727-200 и ATR 42-500 VIP. Большую роль в увеличении числа
самолетов в парке воздушных судов AZAL, а также прибывающих в
Азербайджан, играет современная развитая инфраструктура. Сегодня все
чаще в Бакинском международном аэропорту "Гейдар Алиев" можно увидеть
один из самых крупных самолетов в мире - Boeing-747. Значительное
место в этом процессе занимает и современный, отвечающий высоким
мировым стандартам Бакинский грузовой терминал (Baku cargo terminal -
BCT). Этот терминал, оснащенный самым современным оборудованием и
механизмами, является одним из лучших в мире грузовых комплексов. Сдача
BCT в эксплуатацию позволила Азербайджану значительно повысить
эффективность грузовых операций, стать перевалочным пунктом для грузов,
следующих из Америки и Европы в Азию и обратно. Терминал имеет
возможность разместить 9 самолетов типа Boeing 747 / AN124 или 15
самолетов типа IL76. - AZAL полностью отказался от
использования воздушных судов советского производства. Сколько воздушных
судов и каких марок в настоящее время имеется в воздушном парке AZAL?
- Хотелось бы отметить, что воздушные суда, производившиеся в
Советском Союзе, использовались на протяжении всего периода
существования этого государства и считались одними из самых надежных в
мире. Когда сегодня речь идет о прекращении эксплуатации воздушных судов
советского или российского производства, то это касается самолетов,
исчерпавших свой ресурс и соответственно срок эксплуатации. На
сегодня "Азербайджан Хава Йоллары" не эксплуатирует самолеты советского
или российского производства. Самолеты "Ту-154" используются
авиакомпанией Turan Air для осуществления полетов в Нахчыванскую
Автономную Республику, находящуюся в блокаде в результате
армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Летный ресурс
этих воздушных судов составляет 30 тысяч часов. На сегодня из этого
показателя самолеты налетали около 6 тысяч часов, что составляет только
одну пятую от общего ресурса. Вместе с тем, хочу
отметить, что эти воздушные суда постоянно проходят все необходимые
регламентные технические процедуры. В Баку на постоянной основе
находится представитель конструкторского бюро ОАО "Туполев", который
проводит все необходимые процедуры на самолетах марки "Ту". -
2009 год был сложным для всего мира, и, в частности, для воздушного
транспорта. Как AZAL справился с последствиями мирового
финансово-экономического кризиса? - В последние
годы гражданская авиация во всем мире переживает сложности.
Авиаперевозки - один из секторов экономики, наиболее остро реагирующий
на многие, казалось бы, не связанные друг с другом негативные моменты. В
последние несколько лет по мировой гражданской авиации было нанесено
несколько ощутимых ударов. Это - резкое повышение цен на нефть, что
привело к увеличению стоимости топлива, последовавшая за этим ситуация с
гриппом A1H1, и, наконец, мировой финансово-экономический кризис. Все
эти факторы привели к закрытию большого числа мировых авиакомпаний,
которые не справились с их последствиями. Несмотря на
это, "Азербайджан Хава Йоллары" не только смогло сохранить свои позиции
на мировом рынке авиаперевозок, но и расширить их. Компания продолжает
политику модернизации и расширения своего авиапарка, увеличивает
количество маршрутов, по которым осуществляются полеты, смогла удержать
показатели пассажирских и грузовых перевозок на высоком уровне. Сегодня в
Азербайджан прибывает около трех тысяч пассажиров ежесуточно. И столько
же пассажиров отправляется из Азербайджана. Устойчивость
деятельности AZAL, прежде всего, отражает верную и успешную
экономическую политику государства. Как известно, Азербайджан в условиях
мирового кризиса не только не продемонстрировал отрицательную динамику,
как это произошло во многих странах мира, но и сохранил тенденцию
экономического роста. Сегодня в мире наблюдается снижение влияния
мирового финансово-экономического кризиса, и, как следствие, наблюдаются
постепенная стабилизация и рост в экономической деятельности
авиакомпаний. В этих условия AZAL будет развиваться еще более быстрыми
темпами. - AZAL регулярно расширяет направления
полетов. Ожидается ли в этом году открытие новых рейсов? Когда ЗАО
планирует начать осуществление собственных рейсов на более далекие
расстояния, в частности, в направлении Юго-Восточной Азии, Северной и
Южной Америки?
- На сегодня Азербайджан подписал
межправительственные соглашения о воздушном сообщении с 29
государствами, парафировал или согласовал их на уровне экспертов - с 22
государствами и ведет переговоры в этом направлении с 12 государствами.
Республика присоединилась к 22 документам по международной гражданской
авиации.
Азербайджан имеет "горизонтальное соглашение" с ЕС,
которое предполагает либерализацию воздушного сообщения между странами,
адаптирует существующие соглашения для соответствия законодательству ЕС.
Эта нормативно-правовая база позволяет AZAL осуществлять полеты в
различных направлениях, постоянно расширяя количество маршрутов.
Недавно были открыты рейсы в Анталью и Бодрум. С 15 июля
начинается осуществление регулярного рейса пор маршруту Баку - Прага
посредством воздушного судна Airbus-319. С получением в
ближайшее время самолетов Boeing рассматривается возможность открытия
рейсов в Европу, Юго-Восточную Азию, Северную и Южную Америку.
Помимо полетов, осуществляемых AZAL за пределы страны, следует
также отметить и увеличивающееся внимание к полетам иностранных компаний
в Азербайджан. Причем это касается не только Бакинского международного
аэропорта "Гейдар Алиев", но и аэропортов в регионах страны. Это, прежде
всего, является подтверждением правильности решения о реконструкции
региональных аэропортов.
Помимо развития регионов в
социально-экономическом плане, это значительно повышает их
привлекательность с туристической точки зрения. В качестве одного из
примеров можно привести аэропорт Лянкярана. Сегодня в этот аэропорт,
открытый в 2008 году, только из Москвы осуществляют полеты несколько
авиакомпаний. В июле к ним присоединится еще одна авиакомпания. При
этом, несмотря на почти ежедневное осуществление полетов, рейсы,
прибывающие и отправляющиеся из Лянкярана, как правило, бывают полностью
укомплектованы. Также планируется увеличить количество
международных авиарейсов из городов Гянджа (западный регион республики) и
Нахчыван. Не исключается возможность начала полетов в туристический
сезон в аэропорт Загаталы (северо-западный регион страны), если поступит
заявка от туристических операторов. -
"Азербайджанские авиалинии" уделяют большое внимание обеспечению
безопасности полетов. На каком уровне организована система обеспечения
безопасности в AZAL?
- Как сказал
Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев, "самая важная задача
AZAL - это обеспечение безопасности полетов". Повышению безопасности
полетов национальной авиакомпании "Азербайджан Хава Йоллары" и других
подразделений AZAL постоянно уделяется большое внимание. Сегодня
стандарты безопасности, применяемые AZAL, полностью соответствуют самым
высоким мировым требованиям. Неудивительно, что результаты аудитов
крупнейшей и наиболее уважаемой в мире организации гражданской авиации -
ICAO, представленные в феврале, свидетельствуют о высоком уровне
безопасности полетов в Азербайджане. Также в феврале в
Баку прошло крупное международное мероприятие в области гражданской
авиации - региональное совещание ICAO, посвященное безопасности полетов.
В совещании приняли участие свыше 70 представителей из 20 стран Европы и
Азии, а также шести международных организаций гражданской авиации.
Проведение этого совещания, которое имело большое значение в разработке
принципов глобальной безопасности полетов, еще раз подтверждает высокую
значимость, которую придают международные организации гражданской
авиации Азербайджана. За последние два года в Баку состоялись 4
международных форума, связанных с гражданской авиацией. Важнейшее
место в повышении безопасности гражданской авиации в Азербайджане
занимает подготовка кадров. Сегодня в стране действует признанное на
международном уровне высшее учебное заведение - Национальная академия
авиации (НАА), возглавляемая ректором, профессором Арифом Пашаевым.
В 1999 году НАА по решению Межгосударственного авиационного
комитета получила свидетельство высшего учебного заведения гражданской
авиации. НАА также включена в реестр учебных заведений международной
авиационной организации ICAO. На базе этого учебного заведения
осуществляется подготовка национальных кадров в области гражданской
авиации и аэрокосмической отрасли. Для подготовки
пилотов и повышения их квалификации используются специальные тренажеры.
Это позволяет готовить пилотов для различных типов воздушных судов в
Азербайджане, что не только эффективно с финансовой точки зрения, но и
позволяет не зависеть от зарубежных центров, располагающих подобными
тренажерами. В этом году Азербайджан получил учебные
тренажеры самолетов Boeing-757, Airbus-319 и ATR. В настоящее время они
монтируются в НАА. Использование этих тренажеров позволит повысить
кадровый потенциал гражданской авиации республики. Для подготовки
пилотов также используются самолеты Cessna, которые базируются в
Забратском аэропорту.
|