Четверг, 02.05.2024, 19:12
с у м г а и т
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Категории раздела
Политика [83]
Политические новости
Азербайджан [52]
Новости изАзербайджана
Экономика [36]
- Банки - Страхование - Лизинг - Нефть и Газ
Спорт [39]
- Футбол
Авиация [44]
новости авиации
Общество [31]
- Происшествия
Культура [16]
Новости Культуры
Фотосессии [4]
интересные снимки
Криминал [23]
Криминальные сводки
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Главная » 2011 » Январь » 11 » Российский политолог: "2011 год – последняя возможность добиться прорыва в карабахском урегулировании"
11:34
Российский политолог: "2011 год – последняя возможность добиться прорыва в карабахском урегулировании"
Интервью Day.Az с руководителем Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО), российским политологом Михаилом Нейжмаковым.
 
- Как вы считаете, стоит ли после заявлений, сделанных президентом Армении в Астане, продолжать вести переговоры?
 
- Азербайджану и Армении в любом случае будет трудно прийти к согласию по статусу Нагорного Карабаха. Поэтому заявление Саргсяна здесь мало что меняет, тем более, что оно вполне предсказуемо. Все же переговоры между сторонами вполне могут быть результативными, но по тактическим вопросам. Кроме того, перспективу могут иметь переговоры об освобождении районов вокруг Нагорного Карабаха. Хотя в 2011 году они вряд ли успеют принести конкретные результаты.
 
- Как в целом можете оценить итоги минувшего года в плане карабахского урегулирования: стороны сблизили свои позиции, или, напротив, отдалились?
 
- Скажем так: отдалиться друг от друга еще больше, чем сейчас, значит, либо полностью заморозить переговоры, либо перейти к открытому военному конфликту. Так что наличие хотя бы минимальных подвижек (например, заключенных в этом году соглашений об обмене военнопленными и возвращении на родину тел погибших в конфликте), в этих условиях уже кое-что значат.
 
- Некоторые эксперты считают, что США потеряли интерес к конфликту, а у России он, напротив, возрос. Каково ваше мнение по этому поводу?
 
- Снижение интереса Вашингтона к переговорам по Нагорному Карабаху объясняется двумя внутриполитическими причинами – и обе они связаны с приближающимися президентскими выборами 2012 года в США. Прежде всего, после поражения демократов на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре 2010 года, администрация Барака Обамы чувствует себя неуверенно. Фактически, уже с конца 2011 года начнется активная подготовка к праймериз, в ходе которых определятся кандидаты в президенты от Демократической и Республиканской партий США. Конечно, действующий президент в Америке обычно получает поддержку своей партии на выборах, но и для него праймериз часто становятся трудным испытанием (вспомним Джеральда Форда или Джорджа Буша-старшего, кстати, в итоге все равно не переизбранных на второй срок).
 
То же самое можно сказать и о самих президентских выборах. Чаще американцы предпочитают "коней на переправе не менять", но есть и противоположные примеры. Вспомним судьбу Джимми Картера, с которым так часто сравнивали Барака Обаму. Он не смог переизбраться на второй срок. А для многих других президентов борьба за переизбрание была очень сложной.
 
В этих условиях команда Обамы будет цепляться за поддержку любых организованных групп избирателей, одной из которых является армянская община США. Традиционно ей ближе Демократическая партия. Обратим внимание, однако, что на недавних выборах в Конгресс этот принцип не всегда соблюдался. Например, армянская община Нью-Йорка выступила против конгрессмена-демократа Майкла Макмахона, лояльного к Турции, которого победил республиканец Майкл Грим. Более того, несмотря на поражение демократов, армянская община сохранила серьезные лоббистские возможности в Конгрессе. Среди избранных в Палату представителей оказались две этнические армянки (демократки из Калифорнии Анна Эшу и Джеки Спиер). В Сенат вновь прошла широко известная близостью к армянскому лобби Барбара Боксер.
 
Наиболее обсуждаемые планы мирного урегулирования в Нагорном Карабахе предполагают уступки со стороны Армении, что, скорее всего, предполагает давление на нее со стороны международных посредников. Но администрация Обамы в таких условиях вряд ли применит эту тактику, боясь настроить против себя армянскую общину США.
 
Есть и другая причина. В США проблема Нагорного Карабаха не пользуется столь широкой известностью, как, например, палестинская, или урегулирование отношений между Турцией и Арменией. Для ее решения придется приложить много усилий, но больший пропагандистский эффект перед выборами для нынешних хозяев Белого Дома будут иметь даже меньшие подвижки в разрешении более резонансных международных конфликтов.
 
С Россией ситуация ровно противоположная. Здесь 2011 год ознаменуется парламентскими, а 2012 – президентскими выборами. Однако их результат является вполне предсказуемым, а для победы властям не нужно идти на серьезные уступки диаспорам. Пока не известно до конца, будет ли Дмитрий Медведев выдвигаться на новый президентский срок. Но и первый срок в роли главы государства был отмечен для него громкими стратегическими внешнеполитическими инициативами (например, презентацией проекта Договора о Европейской безопасности), либо имевшими международный резонанс публичными шагами (вспомним посещение одного из Курильских островов, Кунашира, в ноябре 2010 года). Наверняка, он был бы рад записать в свой актив хотя бы минимальные подвижки при переговорах по Нагорному Карабаху. Тем более, что ситуация на Южном Кавказе Россию затрагивает непосредственно и в гораздо большей степени, чем США.
 
- Чего, по-вашему, стоит ожидать от года нынешнего в плане урегулирования конфликта?
 
- В 2012 году пройдут президентские выборы в России, США и Франции. Руководству этих государств в этот год будет не до разрешения международных конфликтов в соседних регионах. То есть 2011 год – последняя возможность добиться прорыва в карабахском урегулировании в ближайшем будущем. Другое дело, захотят ли сами международные посредники приложить для этого усилия. Им пришлось бы оказывать давление на стороны конфликта. Прежде всего – на Армению. Хотя бы потому, что территории Нагорного Карабаха и районов вокруг него, о которых пойдет речь на любых серьезных переговорах, контролируются Ереваном. К тому же, международное значение Азербайджана (благодаря перспективе участия в международных энергетических проектах) растет, и слишком давить на него международным посредникам невыгодно.
 
Однако в предвыборный период власти США и Франции не согласятся оказывать давление и на Армению. России же также не выгодно ссориться с Ереваном, своим давним региональным партнером.
 
Отдельно стоит сказать о возможном возобновлении военных действий в зоне конфликта. За последние три года разговоры о таком сценарии развития событий звучат все активнее. Действительно, можно вспомнить международный опыт. Территории, которые покинули группы населения, выступавшие за единство с метрополией, чаще всего возвращали под контроль бывших метрополий военным путем. Вспомним, как в середине 1990-х Хорватия вернула под свой контроль регионы Книнской, Славонской и Подунайской Краин, контролировавшиеся самопровозглашенной Республикой Сербская Краина. Однако та операция проходила при явном одобрении НАТО и ключевых европейских государств.
 
Военное разрешение карабахского конфликта вряд ли получит такое же одобрение. Издержки от военного конфликта для обеих сторон будут слишком велики. Даже, если азербайджанские войска будут действовать в Нагорном Карабахе максимально мягко по отношению к мирным жителям, последние - то есть армяне - территорию начнут массово покидать. Это сразу же даст международным организациям повод для претензий. К тому же, это создаст новые проблемы для Баку в отношениях с ЕС, а ведь там недавно возрос интерес к Азербайджану в связи с транзитом среднеазиатского газа и поставками в Европу собственно азербайджанских углеводородных ресурсов. Так что военный конфликт нельзя исключать совсем, но все же он не очень вероятен.
 
Поэтому наиболее вероятный сценарий на 2011 год предполагает минимальные уступки между сторонами по тактическим вопросам. Для международных же посредников приоритетом станет удержание сторон от военного конфликта. И здесь действительно действенным окажется участие России, имеющей заметное влияние на Ереван и постоянно расширяющей сотрудничество с Баку.
 


Гамид Гамидов (Москва, Россия)
Категория: Азербайджан | Просмотров: 474 | Добавил: alizadesamir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz