Надеемся, что собранные нами факты вызовут большой интерес у
интернет-пользователей, поскольку основной целью проекта является в
сжатой и удобной для Интернет-юзеров форме передать как можно большее
количество полезной фактологической информации. Рубрика под названием «Карабах: История одной агрессии» будет выходить отдельными тематическими частями, удобными для чтения и использования.
ЧАСТЬ I - ЗДЕСЬ.
Часть II
Первые волны миграции хайского (армянского) этноса на Южный
Кавказ зафиксированы после первого раздела Армении (Малая Азия) в 387
году между Византийской и Сасанидской империями, затем процесс
переселения усилился при арабском владычестве в Передней Азии в VII-IХ
веках, а далее при сельджуках - в ХI-XII веках. Испокон веков
толерантный и гостеприимный Кавказ являлся «тихой гаванью» для народов
бегущих от деспотизма больших империй и религиозного преследования.
Так, поэтапно, предки армян обрели родину на Южном Кавказе, где заняли исконные земли тюрок-азери.Следующий этап переселения армян на Южный Кавказ ознаменован доброжелательным отношением к ним Арабского халифата, который искал социальную опору на завоеванных территориях, поэтому относился к переселению армян благожелательно.
Потерявшие собственную государственность, расчлененные Сасанидской и
Византийской империями, армяне стремились воспользоваться сложившейся в
VII-VIII веках политической ситуацией и упрочить свои позиции на Южном
Кавказе. С помощью Арабского халифата в 704 году
Армяно-григорианская церковь попыталась подчинить себе Албанскую церковь
(Южный Кавказ), а перешедшая в руки армянских церковных сановников
библиотека албанского католикоса Нерсеса Бакура была уничтожена. Арабский
халиф Абд ал-Малик Омеййад (685-705) отдал распоряжение о слиянии
Афтокефальной Албанской церкви и албан-христиан, не перешедших в ислам, с
армяно-григорианской церковью. Но в тот период не удалось до
конца осуществить этот план, и албанам удалось отстоять независимость
своей церкви и государственности. В 715 году Арабский халиф пожаловал податные привилегии Армянской церкви, а также освободил «армян от коварного и вероломного племени греков (византийцев), выселив их (армян) на Черное море и во все прибрежные места». «Ненависть же армян к грекам объясняется тем, что «греки очень злы и неправедны и злейшие враги армян. При виде нас, - пишет армянский путешественник Симеон Лехаци, - они плевались и кричали: «шикли, что значит «собака», «еретик», … греки – исконные враги армян».
Монофизитская Армянская церковь, по причине разногласий с
ортодоксальным христианством, была предана проклятию-анафеме в 451-м
году на Вселенском христианском церковном Соборе в Халкидоне, где был
представлен практически весь тогдашний христианский мир. Армянское
вероучение было признано ересью, не имеющей никакого отношения к
христианству. По этой причине армяне постоянно ощущали на себе давление
Византийской и Римской Церквей. В 15 веке положение армян в Византии
ухудшилось, и Армянская Церковь обратила свои взоры на лояльный Кавказ,
где поставила целью создать свою государственность. Армянские
первосвященники совершили ряд поездок и написали большое количество
писем к Албанским патриархам с просьбой дать убежище им как
братьям-христианам, терпящим бедствие. Армянская Церковь вынужденная
скитаться по городам Византии, в итоге потеряла большую часть армянской
паствы, которая перешла в католичество, тем самым, поставив под угрозу
само существование Армянской Церкви.В итоге с позволения
Албанского патриарха часть армянских сановников, около 1441 года,
перебралась на Южный Кавказ, в монастырь Эчмиадзин (Три муэдзина) –
Учкилисе, где получила долгожданный покой и место для претворения
дальнейших политических планов. Стоявшие издревле три албанских
святилища: Сурб Шокагат, Сурб Рип-симэ и Сурб Гайанэ - символы
дохристианского верования коренного населения Кавказской Албании,
впоследствии были превращены в армянские церкви св. Рипсимэ, св. Гайанэ и
св. Мариам (Шокагат). Стоит отметить, что топонимАРЦАХ,
как порой именуют Нагорный Карабах, - местного происхождения. В
современном удинском языке, принадлежащем к одному из языков Кавказской
Албании,арцесун означает «сидеть, садиться». От этой глагольной формы образовано арци - «оседлый; люди, ведущие оседлый образ жизни».
В Азербайджане и на Северном Кавказе известны десятки географических
названий с формантами типа -ах, -ех, -ух, -ох, -их, -юх, -ых. Они
свойственны именно кавказским языкам. В Азербайджане, на территории
которого исторически проживали албанские племена, принадлежащие к
предкам азербайджанцев, до сего дня сохраняются топонимы с теми же
формантами: Курм-ух, Кохм-ух, Мамр-ух, Мухах, Джимджим-ах, Сам-ух, Арц-ах, Шад-ух, Аз-ых.
При поддержке Армянской Церкви, которая опиралась на авторитет
Албанского патриаршего престола, небольшими ручейками армяне находили
пристанище на Южном Кавказе. Эчмиадзин, через торговые сделки,
приобретая земли тюрок-азери, стремился расширить ареал расселения армян
в регионе.Детальный анализ истории Албании и связей с Армянской
церковью, прекрасно дан в фундаментальном академическом труде
специалиста по древнеармянскому языку и истории, албановедом Фаридой
Мамедовой в книге «Кавказская Албания и албаны». Мамедова,
владеющая рядом древних языков, в том числе старыми армянскими
наречиями, изучила средневековые армянские рукописи и выявила, что
многие из них написаны 200-300 лет назад, но выдаются как «древние». Многие
армянские летописи собраны на основе древних албанских книг, которые
попали в руки армянам после того, как Российская империя в 1836 году
упразднила Албанскую Церковь и передала все ее наследие Армянской
Церкви, которая и собрала на этой основе «древнюю» армянскую историю.
Мамедова скурпулезно собрала многочисленные ошибки, компиляции и
фальсификации армянских летописцев, которые в спешке стрепали историю
своего народа в прямом смысле на могиле албанской культуры.
В течение XV-XVII вв, во времена могущественных азербайджанских
государств Ак-Коюнлу, Гара-Коюнлу и Сефевидов, армянские католикосы
писали смиренные письма правителям этих государств, где клялись в
верности и молили помочь с переселением армян на Кавказ ради спасения от
«от ига вероломных османов». Таким образом в период
противостояния между Османской и Сефевидской империями, большое
количество армян переселилось в приграничные между этими государствами
сефевидские территории – в нынешнюю Армению, Нахчыван и др.
Однако период могущества азербайджанских государств сменился к началу
XVIII века феодальной раздробленностью, в результате которой
образовалось 20 ханств, где практически отсутствовала единая
централизованная власть. Наступил период расцвета Российской империи,
когда при правлении Петра I (1682-1725) Армянская церковь, возлагавшая
большие надежды на Российскую корону в деле восстановления армянской
государственности, стала расширять свои контакты и связи с российскими
политическими кругами. Армяне в тот период понимали, что восстановить
свою государственность на прежней территории - в Малой Азии надежды нет:
там господствовала Османская империя, которая, не позволила бы
отторгнуть у нее и пяди земли. А на Южном Кавказе, оказавшемся в центре
внимания Российской державы, и благоволившей к армянам, у них было
больше шансов достичь желаемого. В 1714 года армянский вардапед Минас
подал императору Петру I «предложение в интересах предполагаемой
войны России с Сефевидским государством построить монастырь на берегу
Каспийского моря, который в период военных действий мог бы заменить
крепость». Главная же цель вардапеда заключалась в том, чтобы
Россия приняла в свое подданство рассеянных по свету армян, о чем тот же
Минас просил Петра I позже, в 1718 году. При этом он ходатайствовал от
имени «всех армян» и просил «освободить их от басурманского ига и принять в русское подданство».
Завоевав Каспийское побережье, Петр I приступил к заселению его
христианскими народами, для чего послал подпоручика Н.Толстого в 1722
году в Картли (Грузия), разузнать,«есть ли там жители, склонные к переселению в окрестности Дербенда и Шамахы (области населенные тюрками-азери)».
Однако Каспийский поход Петра I (1722 год) не был доведен до конца, по
причине его неудачности, и император не успел заселить Каспийское
побережье армянами, которых считал «лучшим средством» для закрепления за Россией приобретенных на Кавказе территорий».
Но армяне не теряли надежд и посылали многочисленные обращения на имя
императора Петра I, продолжали взывать о заступничестве. Откликаясь на
эти просьбы, Петр I отправил армянам грамоту, по которой они могли
беспрепятственно приезжать в Россию для торговли и «велено было
обнадежить армянский народ императорской милостью, уверить в готовности
государя принять их под свое покровительство». Одновременно
24 сентября 1724 года посланному в Стамбул А.Румянцеву император дал
указание уговорить армян переселиться в Прикаспийские земли, при
условии, что местные жители «будут высланы, а им, армянам, отдадут их
земли». Политику Петра I в «армянском вопросе» продолжила Екатерина II (1762-1796), «изъявив согласие на восстановление Армянского царства под покровительством России».
То есть Российская империя решила «восстановить» засчет кавказских
земель, существовавшее некогда в Малой Азии (ныне Турция) всего
несколько десятилетий армянское государство Тиграна I.
Сановниками Екатерины II был разработан план, где указывалось «на
первый случай следует утвердиться в Дербенде, овладеть Шамахой и
Гянджой, затем из Карабаха и Сыгнаха, собрав достаточное число войска,
можно легко овладеть Эриванью».В итоге, уже в начале
XIX века армяне в заметном количестве начали перебираться на Южный
Кавказ, так как Российская империя уже завладела этим регионом, в том
числе Северным Азербайджаном.
В течение XVII - начала XX веков Российская империя вела с Османской
империей восемь войн: от Азовских походов 1695-1696 годов первого
российского императора Петра I до Первой мировой войны 1914-1918 годов,
по итогам которых Россия стала владычицей трех морей - Каспийского,
Азовского, Черного - с выходом на Средиземное море, завладела Кавказом,
Крымом, получила преимущества на Балканах. Территория Российской империи
еще более расширились на Кавказе после окончания российско-персидских
войн 1804-1813 и 1826-1828 гг. Все это не могло не повлиять на
изменение ориентации армян, которые с каждой новой победой русского
оружия все больше склонялись на сторону России. Процесс массового
переселения армян на Кавказ, в том числе в Северный Азербайджан
продолжался по-прежнему и при активном участии двух сил - Российской
империи, то есть официальных властей, и Армяно-григорианской церкви. Переселением
занялся главнокомандующий на Кавказе генерал П.Д.Цицианов; начав этот
процесс в октябре 1803 года, он указал на желание армян «видеть
скорейшее и благоуспешное водворение в сих странах российского
владычества». Стремясь к скорейшему водворению армян на
всех завоеванных кавказских территориях, Цицианов тогда же в письме
армянскому архиерею Иоаннесу просил, чтобы тот срочно прислал иреванских
армян, уверяя в обеспечении их благоустройства. Следует
отметить, что российское правительство с целью переселения обращалось не
только к армянам, но и к другим восточным христианам. Так, в 1804 году
П.Д.Цицианов приглашал в Северный Азербайджан 16 000 новоассирийцев
(айсоров) из Персии. В обращении к ним он писал, что, соединившись с
армянами, им будет легче противостоять преследованиям со стороны
мусульман. В 1804-1813 гг. Россия вела переговоры с армянами Османского
Эрзерумского вилайета в Малой Азии. Речь шла об их переселении на Южный
Кавказ, главным образом - на азербайджанские земли. Ответ армян гласил: «Когда
милостью Божьей занята будет Эривань российскими войсками, то
непременно все армяне согласятся войти в покровительство России и на
жительство в Эриванской провинции».
Продолжение следует…
Ризван Гусейнов
|