Зороастризм религия,
оказавшая впоследствии большое влияние на величайшие религии мира в
иудаизм, христианство и ислам. В Баку, "Городе Бога огня", был построен
один из зороастрийских храмов еще в VI веке до нашей эры. Но зороастризм
пришел в Азербайджан еще раньше. В нагорьях Малого Кавказа во многих
местах найдены предметы Ходжалы- Кедабекской культуры эпохи поздней
бронзы и раннего железа (XIV-VII вв. до н.э.), среди которых встречаются
широкие бронзовые пояса, украшенные гравировкой с изображением
охотничье-бытовых и мифологических сцен. Поразителен бронзовый пояс.
Искуссные мастера древности, зороастрийцы (огнепоклонники) отразили на
бронзовом поясе сцену гонки зверей, символизирующую борьбу жизни (львы) и
смерти (единороги). Борьба двух враждующих сил и преобладание сил добра
(три льва против двух единорогов) соответствует зороастрийскому
вероучению о том, что эти два противоположных начала находятся в
постоянной борьбе, и что добро должно победить.
В
III веке, когда Атропатена была завоевана сасанидским Ираном,
зороастризм был объявлен государственной религией. Главный храм
находился в Газаке. Сасанидские правители, вступавшие на престол,
совершали сюда паломничество.
В Кавказской Албании , помимо поклонения огню в начале нашей эры, албаны
поклонялись стихиям природы и природным явлениям v молниям, небесным
светилам (солнцу, луне, звездам), дэвам, всему пугающему и непонятному
для них. Таким образом, до принятия христианства в Албании в основном
бытовала астральная религия и зороастризм. Существовали крупные храмы,
окруженные оборонительными стенами и валами (столица Кабала). В росписях
предметов часто изображены луна и солнце, встречаются изображения
жертвоприношений, древа жизни. Обнаружены многие керамические фигурки
идолов, каменные идолы и изваяния.
Христианство
Начиная
со II века, в Албании появляются первые проповедники христианства
(Елисей из Иерусалима с тремя учениками). Ему приписывают строительство
первой церкви в Албании в местечке Гис. Его дело продолжил албанский
царь Урнайр. Была построена вторая после Гиса церковь в селении Амарас.
На пути дальнейшей христианизации встал персидский царь Йездигерд II
(439-457 гг.), который навязывал народам Закавказья зороастрийскую веру,
бывшей в Сасанидском Иране государственной религией. Произошло
кровопролитное сражение у Маку в Атропатене, после которого Йездигерд II
вынужден был сказать: "Кто чему желает поклоняться, пусть и
поклоняется".
Царь Албании Вачаган III (487-510 гг.) построил много христианских
церквей, а также монастырь в Амарасе. В 493 году он созвал Агуэнский
собор, который определил структуру организации и положение албанской
церкви. Во главе ее становится архиепископ с резиденцией в городе Бердаа
(Барда). Со второй половины VI века, когда главою албанской церкви
становится Тер-Аббас (552-596 гг.), власть церкви значительно
расширяется и усиливается. Храмы владели многими землями.
Ислам
В
середине VII века с вторжением Арабского Халифата, на землю
Азербайджана пришла религия ислам v по-арабски "покорность богу".
Основной догмат ислама "Нет бога, кроме бога и Мухаммед - посланник
бога". Заповеди его изложены в священной книге мусульман v Коране
("Чтение"). Коран v главная священная книга мусульман, собрание
проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, притч,
произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Коран предусматривает для
правоверного мусульманина пять основных религиозных обязанностей:
признавать догмат о единстве божьем, пять раз в день совершать
установленную молитву "намаз", соблюдать месячный пост "орудж", платить
налог "закят" в мусульманскую казну, совершать паломничество "хаджж" в
священный город Мекку, где находится главное святилище v Кааба v земной
вариант вечного небесного святилища. Коран содержит 114 сур,
составленных из откровений Мухаммеда (570-632 гг.), устами которого
говорит Аллах, существуют также суждения (сунна); соглашения признанных
богословов (иджа) с аналогиями (кыяс), что составляет четыре источника
мусульманского религиозного права (шариат). Довольно быстрое
распространение мусульманской религии объяснялось тем, что магометанская
вера мирилась с существованием иудейства и христианства
(монотеистических религий), признавала как пророков персонажей Ветхого и
Нового завета (Адам, Ибрахим-Авраам, Муса-Моисей, Сулайман-Соломон,
Иса-Исус), но по отношению к идолопоклонству и огнепоклонству никакого
примирения не допускалось. Характерной чертой духовной жизни
средневекового мусульманского общества становится обсуждение
религиозно-политических и богословских проблем в мечетях, медресе, в
резиденциях правителей, в частных домах. Народы от Китая до юга Франции,
обладатели своеобразных древних культур приняли ислам и участвовали в
создании общей для них мусульманской культуры и социально-политических
традиций. Ислам пронизывает все сферы жизни, определяет ее особенности.
Ислам в Азербайджане. Основные два течения в исламе v сунниты и шииты. В
Азербайджане распространен шиизм. Шииты признают сунну лишь частично и
противопоставляют свое священное предание (ахбар), восходящее к халифу
Али. Шииты считают, что только Али, сын Мухаммеда, и потомки Али,
являются законными преемниками пророка. Шииты допускают наличие у
человека свободной воли, а сунниты полагают, что человек не в состоянии
ничего изменить в своей предначертанной судьбе.
Во
всех городах Азербайджана и Аррана в период Арабского Халифата
строились мечети (соборные мечети в Барде, Шарване, Кабале, Шакки,
Варсане, Дербенте, Салмасе, Маранде, Ардебиле, Тебризе). Вместе с
арабским языком в VII-VIII веке в Азербайджан заносится и арабская
письменность. История ислама в Азербайджане включает и переселение сюда
арабских семей (они смешиваются с местным населением), и восстание
хуррамитов под предводительством Бабека в начале IX века против гнета
Халифата и местной знати, и движение суфиев v мусульманских
аскетов-мистиков (ок. X-XII вв.), и движение хуруфитов (XIV-XV вв.),
отождествлявших бога с человеком и претворявших гуманистические идеи.
При Сефевидах (XVI в.) во главе государства стоял шах, одновременно
считавшийся и духовным главой шиитов. Сефевиды объявили шиизм
государственной религией. Судебные дела велись казиями на основе
шариата. Наконец, в XIX-XX вв. происходит процесс адаптации
религиозно-философских и правовых норм к капиталистическим условиям, в
связи с необходимостью освоения научно-технических достижений Запада, с
одной стороны, и сохранения традиционных культурных и духовных ценностей
v с другой.
Ислам в Азербайджане специфичен не только главенством шиизма, но и
мирным сосуществованием с другими религиозными организациями.
"Пограничное" положение Азербайджана между Европой и Азией привело здесь
к уникальному слиянию культур.
Глава мусульман-шиитов Закавказья носит титул Шейх-уль-ислам,
"старейшина ислама" (араб.). Этот почетный титул возник еще в X веке
среди факихов и суфиев.
Среди множества мечетей Азербайджана известны мечети "Аждарбек", "Биби
Эйбат", "Таза Пир", "Ашагы", "Бузовна", "Имам Гусейн", "Хазрат Али", "
Маштага", "Амирджан", "Ахмедли", "Мешеди Пери", мечеть Шехидов, мечеть
"Гаджи Солтан Али".
В Баку функционируют помимо Управления Мусульман Закавказья, Русская православная церковь,
Церковь Михаила Архангела, Церковь Адвентистов 7-го дня, Синагога Европейских евреев, Синагога
Горских евреев, Международное общество "Кришна", Международная
Библейская организация "Животворящая Благ", Религиозная община "Бахаи" и
другие
|