Игорь Шатров, политолог, президент Международной неправительственной организации «Ливадийский клуб» БАКУ, 15 фев, - "Новости-Азербайджан". Азербайджану с его многовекторной внешней политикой выгоднее, когда военный потенциал Армении встроен в военно-политический блок, в котором ведущую скрипку играет Россия. Это безопаснее для Закавказья, чем независимая военная доктрина Армении. Да и исторически сложилось так, что у Азербайджана с Россией довольно много тем для равноправного диалога, гораздо больше, чем у России с Арменией. Такая сильная, а главное внятная сторона диалога, какой является Азербайджан, для России в регионе Закавказья наиболее приемлема. По этой причине создание КСОР играет только на руку позиции Азербайджана на переговорах по карабахскому урегулированию. Согласитесь, маловероятен сам факт участия в боевых действиях на линии армяно-азербайджанского противостояния подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) с преобладающим российским военным контингентом в своей основе.
Похоже, что вопрос создания КСОР был одним из условий, согласованных в конце прошлого года на трехсторонних – Россия, Азербайджан, Армения - переговорах в Москве. В любом случае для президента Ильхама Алиева создание КСОР не было неожиданностью, а уж тем более не стало неприятной неожиданностью. Ситуация вокруг Карабаха, будучи, конечно, занозой в Закавказском регионе, тем не менее не настолько влияет на выбор путей транспортировки центрально-азиатского газа. А вся военно-политическая шумиха в этом регионе разворачивается только по причине планов строительства с одной стороны «Южного потока», а с другой – Nabucco. О какой-то другой причине, из-за которой здесь бряцают оружием (по крайней мере, сейчас), задумываться не стоит. По крайней мере, о каком-то восстановлении исторической справедливости в отношении Нагорного Карабаха речи точно не идет. В этом смысле Карабаху «не повезло». Его значимость в общемировом контексте гораздо ниже, чем у Абхазии и даже Южной Осетии. Да и вновь создаваемые Коллективные силы если и направлены в чью-то сторону, то уж никак не в сторону Азербайджана. Это сугубо «центрально-азиатский проект». И вот почему.
Кавказ был и остается зоной интересов России. Доказывать кому-то этот непреложный факт Россия не намерена, как бы ее к этому не толкали ни оппоненты, ни те, кто называет себя друзьями. Неоднократно и недвусмысленно Кремль заявлял о том, что решение о признании Абхазии и Южной Осетии – вынужденный шаг, спровоцированный грузинским руководством. Представить Ильхама Алиева в роли Михаила Саакашвили возможно только в горячечном бреду. Конечно, наступит время, разберутся и в том, насколько решению о признании способствовала политика абхазских и югоосетинских властей. Ведь если факты, уличающие руководство молодых республик в каких-то противоправных действиях, будут доказаны, вряд ли Москва будет терпеть такую ситуацию. История с Рузвельтом, как-то сказавшим о никарагуанском диктаторе: «Сомоса, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын» - в данном случае точно не повторится. И это все равно ничего не меняет. Все уже произошло. Но в регионе больше нет территорий, статус которых Россия ставила бы под сомнение! Для России существуют только Азербайджан и Армения в их признанных мировым сообществом границах. И создание мобильной военной группировки стран ОДКБ, куда помимо российских и армянских входят воинские подразделения пяти других государств, будет работать на создание здесь ситуации еще большей стабильности. Потому что теперь одной из сторон конфликта, являющейся при этом страной - участницей КСОР, свои военно-политические планы придется согласовывать с позициями партнеров. А у ряда партнеров иной взгляд на эту проблему.
В Центральной Азии для России сейчас все по-другому. Ее роль и значение в этой точке мира поставлены под сомнение. Не смотря на наличие партнерских отношений со всеми государствами субрегиона, Россия в последние годы была не всегда способна влиять на принятие ряда решений экономического и военного характера, и они принимались без учета интересов северного соседа. В частности, за спиной ведутся переговоры о транзите натовских грузов в Афганистан через территории Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Туркменистан и Узбекистан (как, кстати, и Азербайджан) готовятся наполнять газопровод Nabucco, интерес к которому как к альтернативному «Южному потоку» у европейцев вновь повысился. Создание совместной со всеми (за исключением Туркмении) государствами региона военной группировки полностью меняет военно-политическую ситуацию в данной части земного шара. Вовлечение в совместную военную группировку армий центрально-азиатских стран закрывает какую бы то ни было дискуссию об их американо-натовской ориентации. В этом контексте стоит, кстати, рассматривать и демарш Ислама Каримова, который согласился на включение своих подразделений в КСОР только на непостоянной основе. Узбекистан, будучи одной из мировых газовых держав, намерен оставить для себя лазейку, чтобы иметь возможность маневра в случае изменения конъюнктуры на мировых рынках. Здесь нет никакой политики – только бизнес. Эту формулу с полным основанием можно отнести и к самому проекту создания КСОР.
|