Баку. Рашад Сулейманов – АПА. 14 февраля – день создания Военно-воздушных сил (ВВС) Азербайджана.
Сегодня азербайджанские ВВС, созданные в 1992 году, считаются сильнейшими на Южном Кавказе по числу самолетов, современности и профессионализму пилотов. За последние 9 лет Азербайджан, модернизируя и расширяя парк своих ВВС, захватил господство в воздушном пространстве Южного Кавказа. В ближайшие 5 лет возможности военной авиации страны будут еще более расширяться. Недавно было сообщено, что в 2008-2010 годах авиапарк ВВС будет на 50 процентов обновлен за счет современных боевых самолетов. До 2015 года он обновится полностью и пополнится JF-17 Thunder, Су-27, Су-30 и МИГами нового поколения.
ВВС Азербайджана развиваются по следующим направлениям:
Закупка новых самолетов и вертолетов; Модернизация существующей авиатехники; Модернизация центров управления полетами и командных пунктов; Повышение профессионализма авиаотряда и управляющего персонала, современное обучение; Расширение авиапарка за счет местного производства.
Военное положение, удобный рельеф, а также то, что основные авиабазы советской армии на Южном Кавказе находились в Азербайджане, обусловили развитие ВВС Азербайджана в период независимости республики. Отметим, что, согласно Фланговому Соглашению об обычных вооружениях в Европе, Азербайджан может иметь 100 военных самолетов и 50 вертолетов.
В настоящее время в авиапарк входят выпускавшиеся в советские времена Миг-21, Миг-23, Миг-25, Су-24 и Су-25, а также закупленные в 2006 году у Украины Миг-29 четвертого поколения, военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан советского производства, а также бомбардировщик Ту-16. В настоящее время обсуждается закупка у Пакистана самолетов JF-17 Thunder (гром). Кроме того, в арсенале ВВС выпускаемые в Чехии и Украине учебно-боевые самолеты L-29 и L-39, кроме того, сюда можно отнести входящие в парк Государственной пограничной службы и ДОСААФ легкие самолеты «Як» для перевозки десанта.
Основное место в вертолетном парке занимают вертолеты, производившиеся в СССР и производящиеся ныне в России – Ми-27, Ми-8 и Ми-6. В прошлом году был подписан договор о закупке в России Ми-171. помимо ВВС, вертолетные эскадрильи имеют ГПС и Внутренние войска, а также МЧС.
На баланcе ВВС Азербайджана находятся беспилотные планеры (PUA) марок «Orbiter» и «Aerostar» производства израильской компании «Aeronaytiks». Эти планеры впервые были продемонстрированы на военном параде в Баку в прошлом году. Как сообщает израильская пресса, в настоящее Азербайджан время ведет переговоры о приобретении PUA типа «Hermer» и «Heron-TP». Кроме того, республика интересуется PUA Heron.
Самолеты авиапарков стран Южного Кавказа (2008 год)
Марки
Азербайджан
Грузия
Армения
Mиг-21
21
Mиг-25
31
1
Mиг-29
49
Су-17
4
Су-24
19
Су-25
29
24
15
Су-27
JF-17
4/26
Ту-16
L-29
8
2
4
L-39
12
18
Ил-76
3
Як-52
12
16
Aн-12
1
Aн -24
1
1
Aн-32
1
Ту-134
1
2
Mи-24
49
Mи-8
13
Вертолетные парки стран Южного Кавказа (2008 год)
марки
Азербайджан
Грузия
Армения
Mи-2
?
7
9
Mи-6
4
Mи-8
13
18
16
Mи-9
?
2
Mи-24
49
12
16
Mи-17
4
3
Mи-171
6
Bell UH-1H
-
8
Беспилотные аппараты
Азербайджан
Грузия
Армения
6
24
Нет
Пилотов Азербайджана готовят в Высшем военно-авиационном училище. Затем они проходят учебные полеты на военных базах. Проводится обмен опытом с Турцией, Украиной, США, рядом стран НАТО. Большую роль в подготовке военных летчиков играет Турция. Азербайджанские пилоты проходят специализацию в Школе пилотов Украины. В настоящее время военные летчики Азербайджана считаются военными пилотами, имеющими наибольшее количество вылетов на пространстве СНГ. Основной страной, участвующей в модернизации ВВС Азербайджана, являются США. В рамках Плана действий по Индивидуальному партнерству (IPAP), подписанного между Азербайджаном и НАТО, модернизированы военные аэродромы в поселках Гала и Гаджи Зейналабдин Тагиев. С целью обеспечения безопасности полетов на военных аэродромах установлено специальное оборудование. Построены здания для основных стартовых командных пунктов, инженерных пунктов управления и инженерных авиаслужб. В настоящее время обсуждается вопрос модернизации другого военного аэродрома (Кюрдемирская авиабаза). Обоими аэродромами пользуются самолеты НАТО для полетов в Афганистан. В 2008 году США выделили Азербайджану 4 146 848 долларов на закупку оборудования контроля за воздушным движением, соответствующего стандартам НАТО (средства навигации, освещения аэродромов, ILS и др.). На Даллерском аэродроме при содействии США установлена современная система контроля, не имеющая аналогов в регионе.
Отметим, что с сентября 2008 года Турция участвует в проекте модернизации центрального командного пункта ВВС. Согласно достигнутой договоренности, при помощи Турции центральный командный пункт будет построен на основе стандартов НАТО. Ожидается, что в ближайшие годы будут осуществлены совместные проекты, предусматривающие производство вертолетов АТАК, PUA и др.
Основным авиапоставщиком Азербайджана является Украина. В 2005 году с этой страной был подписан договор на 125 млн. долларов, и Украина обеспечила республику Миг-29 четвертого поколения.
Ведутся переговоры с чешской компанией «Aero Trade» на закупку самолетов L-39. По словам генерального директора компании Зденека Прокопа, в Азербайджан уже направлено несколько L-39. Официальный Баку более всего интересуется этими самолетами, и они были продемонстрированы на военном параде в Баку 26 июня 2008 года.
Августовские события в Грузии еще раз показали преимущества авиации в военных операциях. Российские самолеты, вторгшиеся в воздушное пространство Грузии с нескольких направлений, вывели из строя жизненно-важные объекты, инфраструктуру, открыв таким образом путь для беспрепятственного продвижения сухопутных войск. Оказалось, что официальный Тбилиси, уделявший особое внимание расширению вертолетного парка, оказался не готов противостоять истребителям Су и Миг, недееспособной оказалась и система ПВО страны. Именно с этой точки зрения можно считать положительным фактом развитие самолетного парка ВВС Азербайджана.