В минувший понедельник на сцене Большого театра показали
спектакль Азербайджанского театра оперы и балета "Семь красавиц". Музыку
к балету написал выдающийся азербайджанский композитор Кара Караев.
Балет поставлен по мотивам поэмы азербайджанского поэта и мыслителя
Низами Гянджеви.
Премьера "Семи красавиц" состоялась в
Азербайджанском театре оперы и балета в 1952 году. В начале 90-х
спектакль исчез из репертуара. Пришли в негодность декорации, да и
либретто, созданное в советское время, требовало переработки. Балет
поставили снова в 2008 году. И вот теперь уже обновленные "Семь
красавиц" Азербайджанского театра впервые на сцене Большого.
Азербайджанский балет поставил русский
хореограф Василий Медведев. Он на сцене еще до начала репетиции.
Проверяет, все ли готово, и только потом признается: приехал заранее,
потому что очень волнуется. "Я ставил в Большом театре "Эсмеральду"
вместе с Юрием Бурлаки. Теперь это мой балет. Ответственность огромная",
- говорит Василий Медведев.
Он с гордостью рассказывает, как на
премьеру в Баку два года назад приехал сам Пьер Карден и сказал: "Этот
балет должен увидеть Париж! Знаменитому кутюрье очень понравилась музыка Кара Караева. Легендарный
азербайджанский композитор, выпускник Московской консерватории, ученик
Дмитрия Шостаковича. "Семь красавиц" стали вершиной его творчества.
"Это музыка о вечном - о добре, о зле, о любви.
Поэтому, мне кажется, что это не последняя постановка "Семи красавиц".
Наверное, новые поколения будут читать ее по-новому", - считает посол
Азербайджана в России, певец, композитор Полад Бюль-Бюль Оглы.
Яна Темиз сочиняет детективные романы,
но так понравилась поэма азербайджанского поэта XII века Низами, что
решилась написать либретто. "Это довольно сложное символическое
произведение. В нем шах ищет семь красавиц, которые символизируют для
него разные вещи - и любовь, и мудрость. Он находит семь красавиц и
познает через них любовь, познает разные стороны жизни, строит для них
семь прекрасных дворцов", - рассказывает автор либретто Яна Темиз.
Семь красавиц семи национальностей. У
каждой свой танец. "Ну русская красавица - это легче всего было. А там
была и византийская, и индийская, и магрибская. Я использовал фольклор,
мне помогали работники театра", - говорит Василий Медведев.
Никаких пышных нарядов, красавицы - в
коротких платьях или лосинах. Для художника Таира Таирова в костюме
главное - удобство. Он украсил наряды стразами использовано очень много. Это ручная работа. Каждый камень отдельно нашивался на
костюм, потому что приклеить его невозможно", – поясняет художник по
костюмам Таир Таиров.
Главную женскую партию азербайджанской
красавицы танцует Камилла Гусейнова. Солировать на сцене Большого ей еще
не приходилось. В Москву приехала с дочкой. "Она меня всегда
поддерживает. Когда дочка в зале, у меня пятьдесят волнения уходит, - признается балерина.
После спектакля их долго не отпускают со
сцены. А когда занавес, наконец, закрывается, они фотографируются на
память. После единственного представления в Большом театре артисты
уезжают домой.
|